О нас

Привить чувство гражданской ответственности и законопослушания

Привить чувство гражданской  ответственности  и законопослушания

Интервью с Ишхан Аслановичем Анкоси, председателем Краснодарской краевой курдской национально-культурной автономии «Мидия»

С какого года курды стали переезжать в Россию и каковы причины переселения?

И.А.: Курды начали переезжать в Россию, и в том числе и в Краснодарский край, после землетрясения в Армении и армянско-аэербайджанского вооруженного конфликта из-за Нагорного Карабаха. Начиная с 1988 года это был первый, основной поток переселения курдов. Второй поток курдских беженцев в направлении России совпадает с началом развала Советского Союза. В советское время курды также испытывали на себе политику двойного стандарта. А после развала СССР положение курдов ухудшилось еще больше. Справедливости ради надо отметить, что не только курды переехали из Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Киргизии в Россию. В числе беженцев оказались все бывшие граждане СССР, в том числе и русские. Причиной иммиграции в Россию были не только политическая нестабильность, угроза жизни и здоровью из-за межнациональных конфликтов. Экономический фактор также сыграл определенную роль. Так что курды не от хорошей жизни переехали в Краснодарский край и другие регионы России.

Что касается Краснодарского края, то задолго до указанных событий курды жили здесь. Насколько мне известно, еще в 1979-80 гг. сотни курдских семей уже жили в России, и в том числе и в Краснодарском крае. Но тогда на это не обращали внимания, потому что у людей было совсем другое воспитание, психология и другая идеология: мы все были друзьями и братьями и гордились этим. Как пелось в песне -«Мой адрес ни дом и не улица, мой адрес — Советский Союз!». А теперь с развалом Советского Союза действительно у всех народов СССР -уже и «ни дома, и ни улицы» и мы все стали чужими.

Сколько в Краснодарском крае живет курдов? Есть ли какие-то данные? И в каких районах они размещены?

И.А.: В Краснодарском крае, кроме краевой курдской национально-культурной автономии «Мидия», в каждом районе также созданы общественные комитеты. Благодаря этим комитетам мы имеем о количестве проживающих в крае курдов цифры, очень близкие к истине: около 5 тысяч проживают в Краснодарском крае и примерно около 7 тысяч человек — на территории Республики Адыгея, в Красногвардейском районе. В Краснодарском крае курды размещены в Кореновском (168 семей), Усть-Лабинском районе в ст. Восточном (ок. 12 семей). Калининском (ок. 70 семей), Кавказском (ок. 90 семей), Горяче-Ключевском (ок. 110 семей) районах и несколько семей — в Крымском. В самом г. Краснодаре живут около 200 семей. На побережье Черного моря курды живут не компактно и там их очень мало: в Анапе — 3-5 семей, в Новороссийске — 10-15 семей и т.д. Около 50 семей живут в Сочи, Джугба и Туапсе.

В каком году и для каких целей была создана краевая курдская национально-культурной автономия «Мидия»?

И.А.: <<Мидия>> была создана в 1998 году в первую очередь для удовлетворения духовно-культурных запросов курдской общины Краснодарского края. Главная цель и задача нашей организации заключается в том, чтобы поощрять сохранение и развитие национальных обычаев, культурнодуховных ценностей нашего народа, организация преподавания курдского языка детям, помочь нашим соотечественникам адаптироваться к местным условиям жизни, ознакомление наших соседей с курдской культурой, проведение культурно — просветительской работы среди диаспоры, развитие у них политической культуры, привитие им чувства гражданской ответственности и законопослушания, любви к своей родине — России. Не забываем и нашу историческую родину — Курдистан. Многие курды, особенно женщины и дети, раньше плохо знали русский язык, и это создавало определенную трудность для детей дошкольного и школьного возраста. Наша автономия создала воскресные школы в местах компактного проживания курдов, что сыграло свою положительную роль в преодолении языкого барьера в общении и учебе. Чтобы занять молодежь, мы стали поощрять посещения курдскими юношами спортивных секций по боксу, кикбоксингу, борьбе и занятия другими видами спорта. Кстати, многие курдские юноши на федеральном уровне и за рубежом защищают спортивную честь Краснодарского края и России. Все это способствовало адаптации курдов и повышению их культуры межнационального общения.

Сейчас с какими трудностями повседневно встречается курдская диаспора, чем она живет, какие у нее проблемы?

И.А.: Основная проблема курдской диаспоры в Краснодарском крае — вопросы регистрации. Если отдельно взять Краснодарский край, около 2 тысяч человек не зарегистрированы, в том числе и дети. И все эти семьи, естественно, социально не обеспечены. Они нигде не могут работать и свободно выходить на улицу: на каждом шагу останавливают, штрафуют — за нарушение паспортного режима. Старики, которые имеют по 30-40 лет трудного стажа, не получают пенсию. А ведь они всю жизнь трудились, создавая материальные блага, среди них очень много ветеранов Великой Отечественной войны и труда, матерей-героинь. Больные не могут получать квалифицированную медицинскую помощь. Из-за отсутствия регистрации молодые люди не могут поступать в высшие учебные заведения, юноши не призываются в армию, не могут устроиться на работу. За десять лет, начиная с 1988 г., юноши выросли, многие из них создали семьи. Но, эти семьи «семьи-призраки»: у родителей нет паспорта, нет свидетельства о регистрации, и они не получают пособия на детей. И эти семьи, чтобы как-то узаконить свои семейные отношения в глазах курдской общественности, которая по нравственным соображениям не приемлет и не поощряет гражданские браки, вынуждены обращаться к шейху или пиру, чтобы они скрепили их союз хотя бы в рамках религиозного канона. Так что, действительно, как об этом писала газета «Стон Родины», курдские шейхи и пиры сильнее местных чиновников. Получается парадоксальная ситуация -дети по рождению краснодарцы и граждане России, а родители — изгои для местных чиновников. Причина этого абсурдного положения в том, что сверху дали команду, чтобы не регистрировать этих людей. Зато они платят штрафы. Из-за искусственного ограничения их передвижения по краю, эти семьи вынуждены день и ночь трудиться на своем подсобном хозяйстве, где выращивают ранние овощи, содержат скот. У них просто другого выбора нет.

Как сейчас Вы, как председатель курдской автономии, строите взаимоотношения с местными властями? Есть ли взаимопонимание? То, что сегодня происходит в Краснодарском крае, это надолго или же все эти страсти улягутся и все придут к какому-то консенсусу?

И.А.: Руководство края враждебно не относится к курдам. В целом, можно сказать, что это нормальные, деловые отношения и по многим вопросам есть взаимопонимание между нами и органами власти края. Но есть глубинные, подводные течения, мешающие полной нормализации взаимоотношений местных властей с курдами. Когда их устранят, тогда можно говорить и о нормализации общественно-политической атмосферы в крае. В Краснодарском крае живут представители свыше 120 народов и национальностей и здесь всегда ценилась и ценится дружба и взаимное уважение и существует взаимопонимание. Но в последнее время почему-то кому-то стало выгодно все это раскачивать и это общественное и межнациональное согласие испытывать на прочность. Кому-то наверно все это на руку. Это очень опасное явление, и пора компетентным органам в этом разобраться. Народ в основном ладит между собой, и люди живут в добром соседстве. Казаки-русские и курды с уважением относятся друг к другу. К сожалению, отдельные представители местных властей и некоторых общественных организаций края, в погоне за дешевым популизмом и чтобы поднять свой сомнительный рейтинг в глазах общественности, своими национал-шовинистическими высказываниями накаляют и обостряют обстановку в крае. Одна из причин такого положения заключается еще и в том, что не действуют отдельные положения Конституции и статьи УК РФ. У преступника нет ни родины, ни национальности. Хотелось бы, чтобы эти слова нашего президента В.В. Путина услышали все. А подчеркивать национальность правонарушителей -неблагородное и опасное занятие.

Как обстоят дела с обучением курдских детей родному языку?

И.А.: Дети, родившиеся в России, плохо знают родной язык, уже появился языковой барьер между детьми и родителями, многие из которых слабо знают русский язык. В некоторых семьях дети со своими дедами и бабушками чуть ли не через переводчика общаются. Дети в большинстве своем знают разговорный язык, а писать на курдском языке вообще не умеют. Этого для грамотной речи явно недостаточно. К примеру, они путают женский и мужской род на родном языке. Для того чтобы наши дети грамотно читали и писали, нужны учителя курдского языка. Есть специалисты, которые могут их обучать родному языку, но власти отказывают им в регистрации. По этой причине они не могут исполнять свои обязанности в воскресных школах изучения курдского языка. А для подготовки преподавателей из числа тех, кто имеет местную регистрацию, нет средств. Получается замкнутый круг, разорвать которой пока мы не в силах.

Как Вы и курдская общественность относитесь к смешанным бракам? Работаете ли с такими семьями, чувствуют ли они помощь со стороны?

И.А.: Смешанные браки — это нормальное явление для любого здорового общества. Наши дети вместе растут, учатся, говорят на одном языке, вместе развлекаются. Окружающая среда всегда накладывает свой отпечаток на психологию людей. Молодежи чужды национальные предрассудки. Но здесь возникает другая проблема: курдская молодежь вместе со своими сверстниками себя чувствует равноправно -на детской площадке, в школе, институте, дискотеках и других общественных местах. Но кому-то все это не нравится, и находятся люди, которые постоянно напоминают, что курды чужие, не наши, временные и не надо связывать с ними свою судьбу. Но, несмотря на это, молодежь, по велению своего сердца, создает семьи: уже около 7 курдянок вышли замуж за русских парней, а два десятка курдских юношей взяли в жены русских красавиц. Кстати, все они многодетные, в некоторых семьях по двое-трое детей. Мы всегда делом и советом стараемся помочь им.

Есть случаи принятия курдами вероучения «Свидетелей Иеговы». Чем можно объяснить это явление? Нет ли в этом социальной опасности для нашего общества?

И.А.: Среди курдов есть последователи многих вероучений: иудаизма, христианства, ислама, индуизма, таких религиозных течений как езидизм, алавитизм, ахли-хакка, ша-бака и т.д. Конституция РФ гарантирует каждому свободу совести, и человек свободен в выборе той или иной религии. Но в последние годы некоторые курды — что мусульмане, что езиды — уходят в лоно «Свидетелей Иеговы». Они имеют на это право, но опасность в другом. Последователи этого вероучения замыкаются в рамках этой секты, отключаются от общественной жизни. Опасность этой секты как раз в этом. Ислам и православие — мировые религии и открыты для общества и людей. Это же можно сказать о езидском вероучении с ее тысячелетними корнями. Люди в них «не теряются», открыты для общества и сохраняют свои общественные связи, приносят пользу для своего народа. Причин такого бегства от традиционных вероучений несколько, и среди них основными являются: последствия атеистического воспитания в годы Советского Союза; молодежь в нынешних условиях ориентирована больше на потребительские ценности; отсутствие в обществе грамотных, знающих духовных лиц. Разве это нормально, когда на 10 тыс. курдов-мусульман Краснодарского края и Республики Адыгея один шейх и один мулла. И то этот мулла не регистрирован и не может выходить из дому. У курдов-езидов те же проблемы. И все наши шейхи и пиры — преклонного возраста. Не дай Бог, когда их не станет, что будет с нами. Естественно возникшая духовная пустота будет наполняться сомнительными учениями или течениями. В этом нам нужна помощь государства. Не лишней была бы, в качестве обмена опытом, координация совместных действий православного, мусульманского и езидского духовенства в этом вопросе.

Какая работа ведется с правонарушителями из числа наших соотечественников?

И.А.: Курды — народ социально сплоченный — и очень дорожат своим добрым именем и боятся позора, и по этой причине не хотят быть объектом пересудов, обсуждений и насмешек. Нет тяжких преступлений. Не зарегистрировано ни одного случая убийства, изнасилований со стороны наших соотечественников. В 2001 г. из Управления внутренних дел Отдел обеспечения общественной безопасности, руководители ГУВД Краснодарского края выразили нам свою признательность за то, что курды самые законопослушные граждане края и ими не совершено ни одного тяжкого преступления. А по уровню правонарушений курды, среди свыше 120 проживающих в крае народов и наций, занимают последнее место в графе преступности. С гордостью эта информация нами была доведена до сведения курдской общественности 15 февраля 2001 г. во время митинга. К примеру, в двух станицах (Платнировская и Сергиевское) Коренов-ского района, где проживают 168 курдских семей, за последние 12 лет в результате тяжких преступлений были убиты свыше 70 человек и совершены десятки случаев такого позорного случая, как изнасилование, и ни в одном из этих эпизодов на замешан ни один из наших соотечественников. Даже об этом из местной прокуратуры курдской общине дали справку. Но, как у нас говорят, «Лес без шакалов не бывает», и тех наших соотечественников, которые не дорожат своим этническим названием, идут наперекор общественному мнению, не проявляют должного законопослушания, мы приглашаем для беседы в общественные комитеты и в каждом конкретном случае, стараясь быть максимально справедливыми, определяем степень их вины, и соответственно — общественные меры наказания. Это может быть дружеская беседа, предупреждение, исключение из общины и прекращение всяких с ними отношений. Как правило, все это действует.

Как осуществляется связь с исторической родиной, как наши соотечественники восприняли итоги решения VIII съезда РПК и образование Конгресса свободы и демократии Курдистана?

И. А.: Это естественно, что все происходящее в Курдистане и связанные с ним события не могут оставлять безучастными ни одного курда. Участие в акциях протеста 15 февраля в связи с очередной годовщиной по захвату курдского лидера А. Оджалана в результате международного заговора, празднование курдского праздника Навроз и День рождения нашего лидера 4 апреля и другие мероприятия сплачивают наших соотечественников, делают причастными к происходящим в Курдистане событиям, мирному, демократическому решению курдского вопроса. Мы не можем быть пассивными наблюдателями, когда даже четырехлетняя девчонка в г. Марсине бросала камни на турецкий БТР, таким образом выражая свой протест против решения местных властей о запрете празднования Навроза. КСДК — это следующим этап в курдском движении. Возложенную историческую миссию РПК выполнила с честью — она, как птица Феникс, возродила курдский народ из пепла небытия, РПК, наподобие извержения вулкана, не только пробудила весь курдский народ от летаргического сна, она ввела в повестку международной политики курдский вопрос и сумела убедить всю мировую общественность, что без справедливого решения курдской проблемы о демократии на Ближнем и Среднем Востоке невозможно говорить. Курды не требуют передела существующих границ, они хотят права на национальное самовыражение, свободы разговаривать и получать образование на родном языке, развивать свою культуру. Этим целям призван служить вновь образованный КСДК, С этой точки зрения, заслуга А. Оджалана неоценима.

Осенью 2002 г. предстоит перепись населения Российской Федерации. Что она принесет курдам — гражданам России?

И. А.: Это очень серьезное и ответственное мероприятие. Наконец-то будет положен конец спекуляциям вокруг численности курдов в России. Да и нам самим полезно знать, сколько нас. Но здесь кроется опасность другого характера. Нас, курдов, как это было после 1938 г. в Армении, когда в графе «национальность» возникла ничем не обоснованная надпись «езид», могут снова попытаться разделить по конфессиональному признаку. Такие попытки уже предпринимаются. Например, в недавней статье в газете «Известия» речь шла о курдах-езидах. При чем здесь мусульмане или езиды? Никто же русского-православного не отделяет от русского-католика. А с нами курдами это можно. Значить, это кому-то выгодно. Нам необходимо активизировать разъяснительную работу среди наших соотечественников, чтобы они не поддавались на провокации, и необходимо направить соответствующие письма в Комитет по организации переписи населения с настойчивым требованием, чтобы они знали; независимо от вероисповедания, мы все — курды. И этим все сказано.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »