ИСАЙЯ ДЖОЗЕФ - ПОКЛОНЕНИЕ Д******, СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ И ТРАДИЦИИ ЕЗИДОВ

II. ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Но мифы езидов – не единственный источник, пытающийся проследить их религиозное происхождение; у восточных христиан есть традиция, которая дает другое толкование. Изначально эти люди были якобы христианами. Традиция гласит, что храм Шейха Ади был прежде несторианским монастырем, известным набожностью своих монахов, но они были соблазнены злым духом и покинули монастырь. Монастырская церковь была посвящена святому Фаддею или Аддаю (81), одному из семидесяти двух учеников, которых после вознесения Господня послали к царю Абгару из Эдессы. Говорят, что в храме Ади есть молельня, похожая на иерусалимскую (82). Вот история о том, как монастырь был покинут:

В великий праздничный день, когда отшельники устроили шествие с крестом вокруг церкви, они увидели висящий на дереве лист бумаги с надписью: «О вы, благочестивые монахи! Да будет вам известно, что Бог простил все ваши грехи, большие и малые; перестаньте подвергать себя религиозным упражнениям; покиньте свой монастырь; разойдитесь, женитесь и растите детей. Мир вам!» Во второй день они наблюдали то же самое, и это привело к спору между ними, было ли это делом Бога или злого духа. Когда то же повторилось и на третий день, они согласились покинуть монастырь и последовать тому, что им показалось божьим указанием. Согласно легенде, Шейх Ади предсказал езидам этого района, что монахи покинут свой монастырь, станут езидами, женятся и зачнут детей; что он умрет в это время; и что он желает, чтобы его последователи снесли церковный алтарь в этом монастыре и похоронили его там.

Вскоре после исполнения его пророчества Шейх умер и был похоронен там. Утверждают, что с тех пор это место стало святилищем езидов. В подтверждение этого указывают, что в храме была сирийская надпись, где упоминалось имя основателя монастыря и патриарха, при котором он был построен; что некоторые из езидов сами свидетельствуют об этом факте и говорят, что надпись удалили с прежнего места и спрятали ее у входа в храм Ади, в место, о котором знают лишь немногие. Причина, по которой эта надпись скрыта, заключается в опасении, что несториане могут ее увидеть и потребовать, чтобы им вернули церковь (83).

Такова восточная христианская традиция относительно происхождения езидов. Это, конечно, просто легенда; но ее характер таков, что она требует тщательного изучения и критического исследования. В ней может содержаться определенная доля истины, которая косвенно прольет некоторый свет на данную тему.

Примечательно, что это не недавняя выдумка; иначе можно было бы сказать, что легенда порождена невежеством в эпоху, далекую от события, которое в ней описано. Ассемани, выдающийся ученый-востоковед, в той части своей книги, где он рассматривает религию Месопотамии, говорит, ссылаясь на уроженцев страны, что езиды были когда-то христианами, но со временем забыли основополагающие принципы своей веры (84). Это утверждение включено в труды всех западных ориенталистов, путешествовавших по Востоку (85).


  1. Al-Masrik, т. II, стр. 396.
  2. Там же, т. III, стр. 493.
  3. Fraser: там же; Rich, там же.

Еще одна вещь, заслуживающая внимания – это то, что христиане испытывали такое святое уважение к своей традиции, что передали ее потомкам, рискуя собственной репутацией. Конечно, христиане не лелеют эту теорию, ожидая, что предполагаемая связь с езидами сделает им честь. Езидов все их соседи в высшей степени презирают. Не делают они этого и из любви, чтобы пробудить сочувствие господствующей расы к этому деградировавшему народу. Восточные христиане и сами презирают секту езидов. Они не стали бы и не смогли бы помогать им. Должна быть какая-то истина в легенде, побуждающей церковь расценивать презираемых людей как бывших единоверцев.

Если бы древность традиции и неблагоприятный результат, к которому приводит ее принятие, были единственными двумя причинами ее рассмотрения, мы могли бы с тем же успехом от нее отказаться. Но есть и другие вещи, которые указывают на определенные исторические факты, лежащие в основе данной теории. Одним из таких фактов является то, что фамилия езидов вокруг Мосула – Дасени, множественное число – Дауасен. Христиане и мусульмане знают их под этим именем, и сами они также используют его и говорят, что это древнее название их расы, существующее с незапамятных времен (86). Дасени, или Дасаният, было названием несторианской епархии, исчезновение которой произошло одновременно с появлением в этих местах езидов (87).

Кроме того, утверждают, что все люди Синджара были раньше христианами, принадлежавшими к древней сирийской церкви и имевшими очень выдающуюся епархию, которая называлась епархией Шаки, то есть, Синджар; и что епархия продолжала существовать до середины восемнадцатого века. Эту традицию подтверждает то, что в настоящее время в городе Синджар существует библиотека под управлением езидов, состоящая из древних сирийских книг. Их держат в маленькой комнате, охраняемой езидом. Каждую неделю по воскресеньям и пятницам они курят благовония и зажигают лампады в честь рукописей; а раз в месяц их выносят на солнце, чтобы обтирать пыль и оберегать их от сырости. После того, как дверь запирают, ключ хранится у шейха. Кроме него и его сына никто не имеет права трогать книги. Что еще интереснее, жители Синджара говорят, что унаследовали библиотеку от своих предков, которые были христианами (88). Кроме того, указывают, что названия главных городов езидов – сирийские. Башика означает «дом ложно обвиняемых или угнетенных»; Бадрие – «место помощи или убежища»; Бахзание – «дом видений или вдохновения»; Таллас – «холм страданий», где много христиан было замучено персами. Это лишь некоторые из множества езидских поселений с сирийскими названиями.


  1. Badger: Nestorians and Their Rituals, т. I, стр. 111; Fraser, там же, стр. 285.
  2. Al-Masrik, там же, стр. 36. Абдишу был одно время епископом Синджара; см. Fardaisa de ‘Eden, под ред. B. Cardahi, Beirut, 1889, стр. 5.
  3. Там же, стр. 56, 110, 832.

У езидов есть религиозные обряды, которые можно найти только в христианской церкви. Я имею в виду обряды крещения и евхаристии. Верно, что использование воды в ритуалах практикуется и другими нехристианскими сектами, такими как мандеи; но утверждают, что это таинство, соблюдаемое езидами, настолько похоже на христианское, что его происхождение следует искать в христианстве, а не в какой-либо другой религии. Как и их соседи, дауасени должны по возможности крестить своих детей в самом раннем возрасте. Выполняя обряд, шейх, как и христианский священник, кладет руку на голову ребенка. Что касается таинства Вечери Господней, оно носит строго христианский характер. Езиды называют потир чашей Исы; и когда пара вступает в брак, они отправляются в христианский город, чтобы принять аль-Киддас (Евхаристию) из рук священника – обычай, который преобладает среди восточных христиан. Стоит обратить особое внимание на то, что эта практика наблюдается там, где влияние езидов не очень сильное. Этот факт, по-видимому, объясняет то, что отступники от христианства, жившие вдали от сильных езидских влияний, смогли сохранить некоторые из своих первоначальных излюбленных обычаев, и наоборот (89).


  1. Там же. Этот обряд практикуется езидами Халитийе, в провинции Диярбекир, где их немного.

Наконец, Дауасени питают большое почтение к христианству и христианским святым. Они почитают церкви и гробницы христиан и целуют двери и стены, когда входят в них; но они никогда не посещают мусульманских мечетей. В «Черной книге» говорится, что
невеста на своем пути к дому жениха должна посетить любой храм, мимо которого она проходит, даже если это будет христианская церковь (90). Они также испытывают благоговение к Исе. Они проявляют большую привязанность к христианам, чем к мусульманам. Такая религиозная близость не может в полной мере объясняться ничем иным, кроме их искреннего уважения к христианству. Это чувство ясно указывает на то, что эти люди когда-то были очень тесно связаны с христианством. Эту близкую связь нельзя объяснить их невежеством или кровным родством, как думают некоторые ученые. Верно, что христиане были их товарищами по несчастью; и те, и другие поколениями жили под одним и тем же игом рабства и угнетения и в сходных обстоятельствах. Но одно это не могло вызвать симпатии между ними. Такое предположение не может быть подтверждено фактами, собранными с помощью нашего наблюдения за характером езидов как религии. Они искренни в своих убеждениях, и никогда не идут на компромисс в религиозных вопросах. История снова и снова показывает, что они принимали мученическую смерть за свою веру, в которой они были такими же искренними и непоколебимыми, как и герои любой религии. Какими бы необразованными они ни были, они не лицемерны в своей вере. Эта теория также опровергается нашим пониманием природы рассматриваемой близости между езидами и христианами. Дело не в сочувствии, а в религии. Они верят в некоторые формы христианства и, посещая церковь, хотят проявить свою веру, а не выразить сочувствие. Более того, восточные христиане не испытывают симпатии к езидам, по крайней мере, не больше, чем к любой другой религии. Такая близость между христианами и евреями или езидами невелика, даже если они живут в одинаковых условиях.


  1. Southgate: A Tour Through Armenia, т. II, стр. 179.

Я здесь не защищаю теорию и не намекаю, что секта езидов – это измененная форма христианства. Я просто стремлюсь показать, что если сходство определенной религии с другой в некоторых моментах принимать за основание для объяснения ее происхождения, христианскую традицию можно считать более вероятным объяснением возникновения езидизма, чем любой другой взгляд. Поэтому мне кажется, что объяснение должно быть найдено в конечном счете в каком-то историческом документе, который даст нам приемлемый ключ к прослеживанию истории данной секты вплоть до ее основателя.

Перевод с английского Ризган Гарданзари специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »