О нас

Молчание государств

Молчание государств по поводу агресии Турции в Ираке становится неприличнымВадим Макаренко, независимый военный аналитик За прошедшие три дня США не смогли остановить турецкое вторжение в Ирак политическими средствами. В воскресенье курдские СМИ сообщили, что «колонна из 70 американских танков вышла из Мосула и направляется в сторону Дохука. Цель переброски американских танков пока не ясна». По сообщениям турецких СМИ, которые цитирует «Рейтер», отдельные соединения турецких войск продвинулись на 30 км вглубь территории Курдистана. В связи с этим можно предположить, что американское военное командование в Ираке решило перекрыть своими танками путь для дальнейшего продвижения турецких танков в глубь Ирака.

Не ясно, насколько эти действия были санкционированы непосредственно из Вашингтона, но американские генералы не могут не понимать, что эскалация вторжения, начавшегося 21 февраля, чревата открытыми боевыми столкновениями между пешмерга, законными силами самообороны Курдистана, и турецкими войсками. Если это произойдет, то это может стать детонатором войны между Турцией и Ираком, который формально, с точки зрения международного права является самостоятельным государством, хотя фактически, безусловно, во всех отношениях зависит от США и их союзников. Если Ирак не возьмет на себя защиту границ на севере страны, то это станет прямым столкновением турок и курдов со всеми вытекающими последствиями.
Для США сейчас нужно решить, капитулируют ли они перед Турцией, которая хотела поставить Вашингтон перед фактом свершившейся агрессии, как это было в случае с турецким вторжением на Кипр; использовать ли им политические средства давления, которые, как это видно, не срабатывают; или прибегнуть к военной силе, которая у них есть в этом районе, чтобы показать, кто в доме хозяин.
Ситуация становится тем более парадоксальной, что США и Турция входят в один и тот военно-политический блок, но параллельное членство в НАТО не остановило Турцию от серьезных трений с Грецией. Да и сейчас она не слишком-то считается с американскими интересами. Тем не менее, прямое неподчинение лидеру блока – это уже больше, чем нарушение лояльности, это – бунт.
В Ираке же ситуация, видимо, еще хуже, чем сообщают СМИ. Турция, по сообщениям СМИ, разрушает мосты и другие объекты инфраструктуры в Курдистане, что свидетельствует о попытках изолировать определенные районы на территории Курдистана, но это также говорит, что цель турецких военных не боевики РПК, которым мосты не нужны, а непосредственно Курдистан и его армейские формирования (пешмерга), выдвижение которых к границе или к районам ведения боевых действий турки пытаются сорвать. Есть признаки того, что турецкая сторона пытается изолировать от обсуждения этого вопроса президента Курдистана Масуда Барзани, что было бы контрпродуктивным, если бы речь шла о контртеррористической операции на территории региона, но вполне понятно, если учесть, что цель Анкары – нанести непреемлимый ущерб Курдистану.
Более того, у меня большие сомнения в том, что агентство «Паямнер» говорит всю правду, когда рассказывает об ожесточенных боях между отрядами РПК и турецкими войсками, поскольку в месте вторжения турецких войск никаких партизан РПК априори не должно было быть. Они давно должны были отойти в горы, где они становятся практически неуязвимы для турецких войск. Партизанам не нужны бои с регулярными войсками, а, следовательно, можно предположить, что бои идут уже непосредственно между курдскими пешмерга и турецкими войсками. «Партизаны РПК в нескольких местах смогли отбросить противника. В руки РПК попали трупы турецких солдат. Турки ведут ожесточенные атаки, чтобы отбить эти трупы. Так, крупный бой произошел в верховьях р. Заб, в результате которого погибло 24 турецких военнослужащих», — это сообщение агентства говорит о том, что турки наткнулись на сопротивление далеко не партизанских формирований, а регулярных войск, какими сейчас и являются пешмерга Курдистана. «Оказание братской помощи без формальностей» случай не новый в новейшей истории: советские пилоты под вьетнамскими именами помогали вьетнамцам, когда СССР и США не могли себе позволить прямого вооруженного столкновения. Здесь даже не надо менять имен.
Дело не в помощи РПК со стороны руководства Курдистана, а в том, что данное вторжение направлено не против РПК, а против самого Эрбиля. Масуд Барзани стремится, если не избежать, то, по крайней мере, на некоторое время оттянуть момент, когда однозначно Курдистан станет стороной конфликта, но Турция не оставляет ему выбора. По сообщению Dostani.com, «член Политбюро ПДК Мухаммад Мала Кадир заявил, что першмерга готовы к любому развитию событий и находятся в полной боевой готовности. Вчера Масуд Барзани в своем заявлении отметил: “Если Турция посягнет на территорию Иракского Курдистана мы вынуждены будем объявить войну”».
Если это произойдет, то это будет война за независимость Курдистана, поскольку единственный резон у курдов оставаться в составе Ирака состоял в том, что федеральный Ирак рассматривался ими как ниша для пестования курдской государственности.
Конечно, точки над и еще не расставлены, внешне события на приграничных районах дипломаты еще могут некоторое время представлять как некую трансграничную контртеррористическую операцию, проводимую на основании имеющихся соглашений между Ираком и Турцией, но, тем не менее, молчание государств, особенно членов Совбеза ООН, по поводу наглого, незаконного, нарушающего международные нормы вторжения Турции в Ирак становится неприличным.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »