О нас

Езиды — солнцепоклонники «Ведомости» Новосибирск

По данным переписи 1988 года, в Новосибирске и области проживали представители более 80 наций и народностей. Из них русских — 92 процента, затем следовали немцы, украинцы, татары. С того времени многое изменилось, уже нет СССР, миграционные потоки устремились из республик бывшего Союза в Россию, а из России — в страны дальнего зарубежья. Так, по данным статистики, из Новосибирской области больше всего людей уехало в Германию, Израиль, США. В то же время шла постоянная миграция населения в Новосибирскую область из республик бывшего СССР и «горячих точек» на территории России. Только по официальным данным, в 1999 году в нашу область всего прибыло 65214 человек, из них: русских — 54218, украинцев — 1794, казахов — 524, азербайджанцев — 568, армян — 439, немцев — 1409, татар — 930 и так далее. В то же время есть очень большие сомнения, что данная статистика — полная, скорее всего — это лишь верхушка айсберга миграции.

Нет точных данных о том, сколько представителей различных наций и народностей проживает сейчас в нашей области. По мнению представителей статистических органов, такие цифры удастся получить не ранее 2002 года, когда намечена новая всеобщая перепись населения. Тем не менее ясно, что Новосибирская область была и остается многонациональной. Более того, учитывая миграционные волны 90-х годов, забросившие в нашу страну, в наш город и в нашу область немало представителей разных народов, можно предположить, что мы стали еще более многонациональными, чем были раньше. Не следует думать, что это само по себе будет порождать проблемы в межнациональных отношениях. Есть такие народы, о существовании которых большинство россиян раньше и не слышало, и они вряд ли будут представлять угрозу для нашей национальной самобытности, может быть, как раз наоборот напомнят о том, что наше сегодняшнее положение — не самое худшее из возможных. Один из таких народов, представители которого живут сейчас в Новосибирске, — это езиды.

Когда мне впервые довелось услышать о том, что в нашем городе существует община езидов, вспомнилось, что писал о них еще Пушкин в своем «Путешествии в Арзерум» — своеобразных путевых заметках, сделанных в период путешествия по Закавказью вместе с действующей армией в период русско-турецкой войны 1829—1830 годов.

Езиды — очень интересный и загадочный народ. По языку они — индоевропейцы, по религии — язычники. Своей исторической родиной езиды считают Ирак. Там в районе города Лалиш находится единственный в мире собор, столь же священный для езидов, как и Кааба для мусульман. Езиды поклоняются Солнцу, и в их вере слышны отголоски не только религиозных культов древневосточных цивилизаций, но и языческие верования восточных славян. Езиды имели когда-то свою письменность, их алфавит насчитывал 33 буквы. Но эта письменность забыта, и лишь ученые бьются над ее расшифровкой. Вера и культура езидов вызывала и вызывает ряд ложных толкований. О некоторых из них упоминал Пушкин. А в прошлом году в новосибирской газете «На дне» была опубликована перепечатка статьи одного западного корреспондента, который побывал в районе проживания езидов в Северном Ираке. Он с удивлением пишет о том, что видел в домах езидов портреты Саддама Хусейна, а ведь он проводил против езидов жестокие карательные акции. На этом основании журналист делает вывод о том, что езиды поклоняются своим врагам.

Однако на самом деле все не так просто. О действительной судьбе езидов, имеющей мало общего с мифами о них, мне пришлось разговаривать с бывшим вице-президентом езидского национального союза Темирбеком Асановичем, проживающем в нашем городе. Он, в частности, сказал о вере езидов: «Мы — язычники. Мы поклоняемся Солнцу. Каждый день езид начинает с молитвы. Он должен обратиться к восходу Солнца и сказать: “Пусть согревает Солнце весь мир и дает счастье всем 72 народам, потом уже и нам”». Почему именно 72 народам? Темирбек Асанович не знает ответа на этот вопрос, но считает, что, может быть, потому, что у Адама и Евы было как раз столько детей. Если это так, то верования язычников-езидов в чем-то перекликаются с христианством. Что касается отношения к врагам, то поклонения им, конечно, не существует, но это отношение очень сильно напоминает христианский призыв: «Молитесь за преследующих вас».

Это отчасти объясняет и удивившее западного корреспондента отношение иракских езидов к Саддаму Хусейну. Страдающие от его политики езиды считают иракского лидера глубоко несчастным человеком, которого надо пожалеть. Но именно из-за «несчастного» Саддама Хусейна и его «несчастных» предшественников сотни тысяч езидов вынуждены были покинуть свою историческую родину. Рассеивание езидов по миру началось еще во время первой мировой войны. Тогда, в апреле 1915 года, резня армян в Османской империи была первым геноцидом XX века. Империя мстила им за симпатии к России. И в апреле этого года исполнилось 86 лет со времени этого скорбного события. Под турецкий нож вместе с армянами попали и езиды, которые также считали себя друзьями России.

Сейчас общины езидов существуют в Иране, Индии, Армении, ФРГ и ряде других стран. В России проживает 140—150 тысяч езидов. Это одна из крупнейших езидских общин мира. Есть езидская община и в нашем городе.

По данным самих езидов, в Новосибирске их около 7 тысяч, а с учетом области — 10 тысяч. Езидская община в нашем городе и в области пока официально не зарегистрирована, но ее представители надеются, что это всего лишь вопрос времени. Им хотелось бы иметь и свой национально-культурный центр, а пока езиды общаются, собираясь по домам, особенно во время национально-религиозных праздников.

Главный религиозный праздник езидов приходится на конец декабря, на время зимнего солнцеворота, когда день начинает расти, а зима поворачивает на лето. Второй по значимости праздник езидов — день весеннего равноденствия. Естественно, все их праздники связаны с Солнцем. Автору этой статьи приходилось присутствовать на главном езидском празднике. В этот день все езиды, живущие в городе посещают друг друга и поздравляют. Стол всегда должен быть накрыт в ожидании гостей. Хотя езиды и жили все время в окружении мусульман, запрета на спиртное у них нет, а женщины и девушки пользуются большими правами, чем у мусульман, и не носят паранджи. По мнению езидов, Новосибирск — город особенный, в мире — уникальный, ведь здесь существует единственный в мире музей Солнца.

Езиды — народ, большая часть которого утратила свою родину, и, по словам Темирбека Асановича, теперь те из них, кто разбросан по разным странам мира, считают своей родиной место, где они нашли приют, где работают, где рождаются их дети, где они хоронят своих умерших. Для многих езидов такой родиной стал Новосибирск.

Юрий Курьянов.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »