Лятиф Маммад

Древние курдские роды. Аршакиды.

…Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадра(Страбон, XI,XIV,5).
Артаксий

Победоносный поход Александра Македонского в Малую Азию, венцом которой была битва при Гавгамелах в 331 г . до н.э., положило конец Ахаменидской империи. Семилетнее правление А. Македонского завершилась его смертью от чрезмерной дозы алкоголя. Борьба за престолонаследие среди его полководцев завершились в пользу Селевка, сумевшего в 312/11 г.до н.э. утвердить свою власть над большей частью бывшей империи Ахаменидов, включавшая в себя и историческую Курдистан.

Селевк избрал себе резиденцией Вавилонию, где построил новую столицу, названная в его честь Селевкия-на-Тигре. Селевк женился на пленной девушке Апаме из провинции Бахтаран (нынешний Керманшах в восточной (иранской) части Курдистана), которая и родила ему сына и преемника Антиоха I, в жилах которой текла греческая и курдская кровь. Власть Селевкидов, хотя номинально, распространялось на бывшие под иранским владычеством земли к востоку от Месопотамии, т.е. на всех стран, вплоть до Индии и реки Сырдарья. В 305 г . до н.э. Селевкиды вынуждены были отказаться от своих владеий в Индии, но они сумели сохранить свою власть в Восточном Иране. В 246 г . до н.э. греческий правитель Бахтаран (Бактрии) провозгласил свою независимость. Примерно в то же время поднялось восстание и в Парфии, основным населением которого были мидийцы-курды. Из истории хорошо известно, что древняя область Партава — Парфия, расположенная на территории современной Южной Туркмении и Иранского Хорасана, с VII до н.э. входила в состав Мидийского царства, а затем (при Кире II) — в державу Ахаменидов.. К этому времени к Парфии относилась и территория мидийского племенного союза сагартиев[1]. Это говорит о том, что, начиная, по крайней мере, с VIIвека до н. э. все основные военно-политические и экономические позиции находились под контролем мидийцев, и родственные мидийцам ираноязычные племена должны были быть ассимилированы или сильно «мидиизированы». Аршакиды принадлежали к знати родоплеменной верхушки мощной конфедерации племен, иначе их выступление против греческого управителя стало бы проблематичным. Моисей Хоренский (М. Хоренский. История Армении. I-29) мидийского царя Аждахака (Астиага) называет еще и как «Маро-Парс», вкладывая в это понятие именно этнический смысл, тем самым подчеркивает этническую общность маров и парфов. Помпей Торг писал, что «парфяне … язык у них — средний между скифским и мидийским, помесь того и другого» (Сокращение Марка Юстиниана. XI, 1-3), что лишний раз служит доказательством в пользу этнической близости маров (мидийцев) и парфов. Живущие в Парфии племена получили свое название от местности, и не следует их рассматривать как отдельный этнос и не надо путать с персами. Михаил Сириец в своей «Хронике» пишет, что «с самого начала те, что жили на земле парфян, которую захватили мидяне, будучи подчинены грекам в течение 74 лет, поставили царя по имени Аршак (Аршак I — в 62 году греческого летосчисления. Соответствует 249 г . до н. э. Селевкидская эра началась с 311 г . до н. э. Летосчисление сирийцев велось по счету греков, с октября 311 г . до н. э.). Так как он хорошо укрепил свое царство, все цари после него (его преемники) были прозваны Аршакидами (династия парфянских царей с 250 г . до н. э. — 226 г . до н. э.)[2].


Возможно, во главе восстания стоял греческий управитель. Но, он вскоре был отстранен одним из вождей мидийцев, неким Аршаком, основателем династии Аршакидов. Греческим источникам Аршак был известен как Арсак. Имя Аршак (
Arsak) как название рода истолковывается от авестийского ar?sa(hirc— в современном курдсом языке) «медведь» (в значении тотема), либо как «муж», «герой», изarsan[3]. Возможно, имя Аршака восходить к имени мифического мидийского героя Кави Аршан. Все правители северо-восточного Ирана, включая и Хорасан, пользовались титулом КАВИ[4]. А у курдов прообразом Мидийского царя Киаксара выступает легендарный кузнец Кава, который освободил курдский народ от злого Зоххака, олицетворяющего собою ненавистную Ассирийскую державу. Гробница Аршакидов находилась около Нисы в Хорасане, где курды зафиксированы с VIв. до н.э. Существовало предание о том, что парфяне возводили свой род к Гуштаспу (Виштасп), покровителю Зороастра (Табари, I, 708). По сведениям Страбона, правитель Софены Артан (по Стефану Византийскому Арсак), был потомок Зариадра (Страбон. IV,14,8). Эти сведения древнегреческих источников подтверждается и археологическими находками. Находка в районе озера Севан трех межовых камней с надписями показывает, что Артаксий (Арташес) был сыном Зариадра: rthљsy MLK BR ZY zrytr rwndkn[5]. Примечательно, что ZY– и на современном курдское языке zi– «рожденный» и этот глаголь встречается и в титулатурах протокурдов гутиев – древних племенах Месопотамии и Иранского нагорья. И. М. Дьяконов особо обращает внимание на такой любопытный факт, как широкое распространение применявшегося касситами этого же царского титула janzi[6]: janzi, где ja > ya, yan — междометие «О!», «Эй!» (в современном курдском языке Ya Xude! — «О Боже!»); zi, ji — «рождение», «жизнь». Za — вторая часть сложных слов с значением «дитя, потомок, рожденный, происходящий»[7]. Отсюда и значение слова Ya zi (za)/Yanzi — в обращении к царю «Богоподобный!», «Божественный!».


Он засвидетельствован не только у самих касситов, на территориях Намары и соседней с ними области Бит-Хамбана, но и в области Аллабриа, которая находилась в верховьях Мал. Заба, у перевалов, ведущих на равнину к югу от озера Урмия, и в области Хубушкиа в долине реки Бохтан к югу от озера Ван. Дело в том, что Аллабриа и Хубушкиа входили в сферу влияния кутиев. Общеизвестно, что область к югу и юго-западу от озера Урмия была кутийской или кутийско-луллубейской, а Хубушкиа собственно относилась к области распространения хурритов и урартов. В то же время есть данные о распространении на этой территории и кутиев: «По крайней мере во
IIтысячелетии до н.э., согласно надписи Салмансара I(середина XIII в. до н.э.)[8], кутии обитали на территории от Уруатри (племенной союз на Армянском нагорье, к западу от озера Ван и у этого озера) до Кутмухи (верхней части долины реки Тигра); таким образом., долина реки Бохтан входила тогда в их территорию»[9]. Очевидно, что этот термин для вождя или царя — «янзи» — был распространен среди не только касситов, но и кутиев, что говорит об их языковом и этническом родстве, на что указывает и И. М. Дьяконов[10].


Именно с этим движением кутиев и связано появление мушков (восточных) в
XIIв. на территории Пурулумзи, Алзи и Кутмухи и разгром ими Хеттской державы. К середине Vв. до н.э. в области Хубушкиа, которая по административному делению Персидской империи совпадала с сатрапиями Восточной и Западной (частично) Армении, уже жили курдские племена.


На основе титула «янзи» — термина для вождя или царя — И. М. Дьяконов делает справедливый вывод о родстве касситского и кутийского языков которых следует читать протокурдскими.
Компонент zi (za) встречается и на наиболее поздних монетах иранских царей, где изображены храмы огня, с титулом: prtrk’ zy’ihy’[11]. Из документов, найденных в развалинах г. Нисы становиться известной, что среди поместий в окрестностях города, названных по имени Аршакидских царей, был и Фрияпатакан – в честь царя Приапатия (Фрияпатия), правившего примерно с 181 по 176 г . до н.э. Видимо, Фряпатакан был одним из эпитетов бога Ахура-Мазды. Авестийское prtrk’ (fratarak) от древнеирано-курдского слова fra — «свет, огонь», ta — глаголь «дать» и zy’ihy’(zi/za) — «рожденный» и в титулатуре иранских царей может означать «Рожденный Свето(Огне)творящим». В Авесте Фарн, Фарр (Хварно) — абстрактная божественная сущность, харизма, сакральная сила, связанная с Огнем и олицетворяет неземное высшее начало. Для богов Фарн, Фарр — символ их величия и могущества; для царей Парадата и Кавиев — знак богоизбранности, царственной принадлежности и власти.


Компонент
zi(зи), курдская этимология которой не вызывает сомнений, отражено и в таком древнем слове как Ziaret(в Древнем Шумере — Зиккурат) и в современном курдском означает: zi— «рождение», ar— «огонь», что буквально сложиться в понятие «Храм Огня» и связана с древней зороастрийской религией курдов. Примечательно, что все курды, в независимости от вероисповедания (алавиты, иудеи, езиды, мусульмане, христиане) святые места паломничества называют одним словом: Ziaret.


В период Селевкидского правления область Фарс (Парс) на юго-западе Ирана приобрела некоторую независимость, местные правители чеканили там свои монеты начиная примерно с 280 г . до н.э. Парфии в ранних источниках еще и называли «Партава»
[12].

Селевкиды сохранили власть над Мидией, а в 209 г . до н.э. на короткое время восстановили свое владычество и в Парфии.


Аршакиды, однако, удержали там господствующее положение, а через несколько десятилетий (летом 141 г .до н.э.) Митридат
I(ок. 171-138 гг. до н.э.) вошел победителем в Селевкию-на-Тигре и распространил свою власть на часть Мидии и Персию и овладел Месопотамией. Митридат, захвативший Мидию около 155 г . до н.э. столицу Парфянского царства перевел в г. Экбатан (бывшая столица Мидии, совр. Хамадан в восточной (Иранской части Курдистана), а зимней резиденцией — Ктесифон (Тайсафун, совр. Мадаин вблизи Багдада) на левом берегу Тигра. Под властью Митридата II(ок. 123-87 гг. до н.э.) Аршакиды установили свое правление на территории от границ Индии до западных пределов Месопотамии и тем самым восстановили Мидийскую империю. Парфия постепенно превращается из местного в региональную сверхдержаву. Парфия в конце IIвека д.н.э. даже устанавливает дипломатические и торговые отношения с Китаем. Китайцы ввозили щелк, а вывозили различные ткани, пестрые ковры, стекло, металл, драгоценности, лекарства, лошадей. Зороастрийская вера стала господствующей религией этой империи. Большой популярностью пользовались культы Митры и Анахиты. Именно в раннепарфянский период был установлены три величайших священных огня зороастризма, а именно Адур-Бурзэн-Михр, Адур-Фарнбаг и Адур-Гушнасп. Считалось, что все три эти огня созданы самим Ахуромаздой «для защиты мира»(Большой Бундахишн, XVIII,8 ). При парфянском владычестве огонь Адур-Бурзан-Михр занимал, очевидно, особое положение, потому что это был их собственный огонь, устроенный на горе Реванд (по видимому, на одном из отрогов Нишапурских гор в Хорасане, т.е. в самой Парфии). Вис и Рамин в древнекурдской одноименной поэме «Вис и Рамин», по романтической легенде, выступающих как «парфянский» царь и царица, похоронены в царской гробнице в горах Ревенд[13] над огнем Адур-Бурзэн-Михр. Огонь был помещен в храм, как гласит легенда, самим Виштаспой. Парфяне заявляли, что их любимый огонь сыграл в истории обращения царя Виштаспа в веру роль, ранее отводившуюся божеству огня – Атар (Динкард. VII,4,75-8). По свидетельству Исидора Харакского ( 66 г . до н.э. – 77 г . н.э.), династийный огонь Аршакидов поддерживался в городе Асааке[14], где «Арсак был впервые провозглашен царем». По легенде, город Рага (строительство датируется в VIв.) был построен самим Зардуштом (Зороастром)[15] из рода Спитамы — зятем мидийского царя Астиага. Аршакиды возводили свою происхождению к мидийскому царю Киаксару (Артахшатре). Артахшатра значит букв. «Владеющий царством истины», и в сасанидское время Аршакиды назывались парафразмом этого имени как те, кто известны истинностью власти» (Большой Бундахишн, XXXVI,9). В настоящее время развалины г. Нисы, одна из главных культурных, военно-административных и политических центров Хорасана, находятся в 18 км . от северо-запада Ашхабада, столицы Республики Туркмения. Древнее название царского дворца – Михрадаткир ( 38 г . до н.э.- 36 г . н.э.). Документы из Нисы показывают, что многие поместья в окрестностях города назывались по имени Аршакидских царей: Фрияпатакан – в честь царя Приапатия (Фрияпатия), правившего примерно с 181 по 176 г . до н.э.; Михридатакан – Митридата I(ок. 171-138 гг. до н.э.); Артабанукан – в честь Артабана ( ок. 211-I91 гг. до н.э.) или Артабана II(ок. 128-124 гг. до н.э.). Считается, что пожертвования в Нисе совершались для «огней душ» первых царей династии Аршакидов. И в армянских письменных источниках мы находим подтверждения того факта, что Аршак был сыном «царя маров», то есть мидийцев-курдов.


Согласно армянского средневекового историка Вардана Великого « Многодетный отец, великий Авраам, стал для народа нашего и по плоти и по духу отцем славным. У него было шесть сыновей от Хеттуры: Зомвран, Иезан, Мадал, Мадиам, Иесвок и Суей. Старший сын его, Зомвран, убил Иезана и Мадала; по этой причине отец отправил его на восток от сына своего, Исаака: от него-то происходит народ Парфянский, из среды которого (возник) Аршак Храбрый. Шестьдесят лет спустя после смерти
Александра, он отложился от Македонян и воцарился в земли К’ушанов в царственном Бахле шесть лет: он господствовал над всем Востоком и Аccирией, убил Антиоха, изгнал Македонян из Вавилона и из земли Халдеев. Говорят, он — сын Аршавира, бывшего царем Маркским (курсив мой – Л. М.).Он взял себе жену из рода сынов Моисеевых, живших в Тафиасе, и, пришед, поселился посреди Маров и Парсов, Армян и Кушанов. И так как и спереди и сзади, и справа и слева (народ его) был окружен четырьмя народами, поэтому и назван Партевк’ами, кои от города Бахла получили название дворцовых (царственных) Палхав’ов. Место его заступает сын его, Аршак, он же Арташес — муж величавый, рослый и гордый воитель. У него-то родился сын Аршак, названный Великим…». Он воцарил брата своего, Вахаршака, над Арменией…»[16]. Примечательно, что даже под теми же «парфами», то есть выходцами из области Фарса (Парс) армянские средневековые источники однозначно подразумевали курдов: Вардан Великий, рассказывая о курдских правителях из династии Шеддадидов свое повествование начинает с того, что они с матерю приехали «из Парсии»[17] и сумели захватить власть в Армении и «началось господство парсов»[18]. Общеизвестно, что династия Шеддадидов — курдское. Ранние средневековые армянские источники приход в историческую Армению отдельных «иранских» родов связывают именно с территорией Ирана, в частности Восточной (Иранской) части Курдистана. К примеру, М. Хоренский считает род Аматуни переселенцами с востока, то есть из Персии, и появление их в Армении ставит при царе Арташесе (М. Хоренский. История Армении. III, 9; II, 57). Исовременные армянские историки со ссылкой на ранние источники, «приход курдов в Армению» связывают именно с областью Фарс[19], которую и произносят как «Парс», при этом напрочь «забывая» о том, что когда Мидия в 595 г . до н.э. захватила территории, ранее известной как Урарту, географическое название «Армения», лишенной этнической основы, не была вообще зафиксирована в письменных источниках.


К концу своего правления (Юстин,
XLII, 2, 7) курдский полководец Митридат II (ок. 124—88) подчинил Большую Армению, где царем был некий Артавазд, видимо из той же династии, что и Артаксий, утвержденный в качестве царя или сатрапа Антиохом III[20].Митридат получил какую-то часть территории Армении и взял в качестве заложника юного царевича Тиграна, который позже стал Тиграном Великим, царем Армении[21].


Парфянский царь Вологез (Валахш)
[22] в 62 г . н.э. возвел на престол Армении своего брата Тиридата (с 62, официально с 66 по 80), и эта ветвь династии Аршакидов правила в Армении до Сасанидов.

Как известно, политика Аршакидов по отношению к подвластным странам Закавказья не была ровной и стабильной. Степень зависимости подчиненных царств от центрального правительства аршакидской Персии была различной в разных царствах и в разное время[23]. В целях предупреждения возрастания сепаратизма, Аршакиды смещали местных династий и вассальные царства передавали представителям Аршакидского дома: таким образом представители этого рода правили в Персиде, Элимаиде, Атропатене, Гиркании, Индии, Армении[24], Грузии[25]. В Албании одна из аршакидских ветвей утвердилась приблизительно в то же время[26] и была известна как «Араншахи» (время правления — со второй половины I века по Р.Х. и до 510 года).

Именно в период Парфянского правления в основном и сложилось ядро курдского этноса, процесс которой и завершилось при Сасанидах.


В 224 г . н.э. при попытке подавить восстание иранских областей в поле боя пал последний царь Парфии Артабан
Vи началась эра Сасанидов – другой курдской династии. Но, сама династия, утратившая политическую власть не отошла из политической арены и представляли собой значительную военно-политическую силу. Как пишет Н. Адонц, после падения Аршакидов род мардпетов исчез (курсив мой — Л. М.), и округ Мартпетакан в Vвеке перешел к Арцруни[27]. Эта информация не соответствует действительности по той причине, что Арцруни сами были из рода Аршакидов.


В истории сохранилось и данные о том, что Тиридат в сопровождении отряда конницы под командой знатного человека Монеза отправился в Армению с целю отнятия власти у Тиграна
Vиз Каппадокии и вел боевые действия против римского полководца Корбулона Гней Домиций, которому в 54 г . Нерон возложил ведение войны против Парфян.


Римляне хотели в качестве царя Армении видеть Тиграна Каппадокийского и Корбулон пытался «расчистить» для него путь к трону. Но, решительные действия Тиридата и Монеза поставили Корбулона в неловкое положение и чтобы не потерять свое лицо, он вынужден был обратится в Рим с просьбой пересмотреть кандидатуру Тиграна (Тацит. Анналы,
XV,6). Римляне были вынуждены рассмотреть кандидатуру Тиридата, но поставили условия, чтобы «он клал у статуи цезаря знаки царской власти и взял их снова не иначе, как из рук Нерона» (Тацит. Анналы, XV, 29).


С этой целью Тиридат в сопровождении своей семьи, сыновей Валогеза, Пакора Мидийского, Монобаза (Монеза) адиабенского и 3000 конницы направился в Рим и так как, будучи магом, отказался морской пути, дабы не осквернять воду, и прибыл в Италию через 9 месяцев (Плиний,
XXXVI,6). Обращает внимание то, что в свите Тиридата нет ни одного армянина.

Н. Адонц считает, что от Тиридата и начался род «армянской линии Аршакидов»[28]. После смерти Тиридата (50-66-80 гг.), царем Армении становится Ексодар (умер в 110 г .), сын Пакора брата Тридата. После смерти Ексадора, царем Армении становится его брат Партамасир (111-114 гг.)[29].

Ексодар, сменивший на царском троне Армении, свою дядю по отцу царя Тиридата, был сыном того Пакора Мидийского, который также сопровождал Тиридата в Рим. Этот факт также указывает, что Тиридат был курдским князем, после смерти которого и царский трон в Армении унаследовал его племянник по брату.

Зариадр

Антиох III Великий (242-187 гг. до н.э.) потерпел поражение от Рима в Сирийской войне 192-188 гг. и потерял малоазийские территории. Звездный час Артаксия и Зариадра натсупает после 186 г . до н.э., то есть, в конце II— начале IIIв. до н.э. Эта дата совпадает с периодом возникновения мощной курдской династии Базикани в составе Парфянского царства. И ее родоначальником, по праву, надо считать Зариадра.


Зариадр – широко распространенное иранское имя и была известна античным авторам еще раньше. Античный автор Харес Митленский, писатель конца
IVв. до н.э., излагающий предание о Виштаспе и его брате Зариадра (Заривари), нашедшей свое отражение также и в «Шахнамэ» Фирдоуси и известное уже составителям Авесты, называет Виштаспу (Hustaspes) царем «Мидии и нижней страны»[30]. Харес Митленский, историк, занимавший должность докладчика при дворе Александра Македонского, в своей десятой книге «Истории Александра» рассказывает, что «У Гистаспа был младший брат Зариадр; туземцы говорят о них, что они родились от Афродиты и Адониса. Гистасп владел Мидией и нижней страной, а Зариадр областью, лежащей выше Каспийских ворот до Танаиса[31]». Под Каспийскими воротами в данном случае следует понимать горный проход из Мидии в Парфию и Гирканию через Каспийские горы. Проход этот находился около древних Раг (Арсакии) и отождествляется с современной долиной Тенджи Шир.

Вполне вероятно, что во владения Зариадра входили такие страны, как Парфия, Бактрия, Согдиана, Дрангиана и Арея.


Далее Х. Митиленский повествует, что «У Омарта, царя маратов (
mara???)[32], живших по ту сторону Танаиса, была дочь по имени Одатида. О ней записана в исторических сочинениях, что будто бы она влюбилась в Зариадра, увидев его во сне, и что последним овладела такая же страсть к ней. Итак, они постоянно томились желанием увидеть друг друга вследствие полученного во сне представления. Одатида была первая красавица между азиатскими женщинами, да и Зариадр был красавец собой. Он послал к Омарту просить руки девушки, но Омарт не согласился, вследствие того, что не имел мужского потомства: он хотел выдать ее за одного из свих близких, немного времени спустя Омарт созвал со всего царства властителей, друзей и родственников и устроил брачное пиршество, не объявив заранее, за кого он хотел выдать свою дочь. Когда попойка была в полном разгаре, отец пригласил Одатиду в зал пиршества и сказал во всеуслышание: «Мы, дочь моя Одатида, справляем теперь твою свадьбу; оглянись кругом, осмотри всех, затем возьми золотую чашу, напольни ее и дай, кому хочешь: его женой ты и будешь названа». Девушка обведя всех взором, удалилась в слезах, пылал желанием видеть Зариадра: она заранее послала ему известие, что скоро свершится ее брак. Зариадр стоял с войском на Танаисе; тайком прошел он по лагерю в сопровождении одного только возницы, и ночью, проскакав на колеснице, проехал большую область, сделав около восьмисот стадиев. Приблизившись к той деревне, в которой праздновали свадьбу, и оставив в одном месте возницу с колесницей, он сам пошел вперед, переодевшись в скифское платье. Придя на двор и увидев Одатиду, стоявшую перед посудным столом и со слезами на глазах медленно приготовлявшую вино в чаше, он остановился близ нее и сказал: «Одатида, вот я здесь по твоему приказанию, я – Зариадр». Девушка заметив, что чужеземец красив собой и похож на того, кого она видела во сне, с живейшей радостью подает ему чашу. Юноша похитил ее, отвел к колеснице и ускакал вместе с Одатидой. Слуги и служанки, знавшие о любви Одатиды, промолчали и на приказание отца говорить ответили, что не знают, куда она ушла. Эта любовь пользуется известностью у живших в Азии варваров и ставится очень высоко, скказание о ней изображают на картинах в храмах и дворцах, а также и в частных домах, и многие из владетельных лиц дают своим дочерям имя Одатиды»[33].


Из этих сообщений выясняется, что Зариадр был именно мидийцем-курдом и эта имя имела хождение в царственном роду. Имя Зариадра в современном курдском отражена в с.м.и.
Zardar, Zardan, Zard?l, Zaragr[34]. На древнекурдском (мидийском) – zararnya, zar/zerи на современном курдском zerозначает золото;d?l– и нам современном курдском языке означает «сердце», поэтому имя Зариадра можно переводить как «Золотое сердце». Также на курдском Зордар переводится как «Властный». В одном из вариантов у Х. Митленского имя полководца произносится как «Заривари». На курдском языке «вар» — стан и этот вариант имени будет означат как «Златоюртный» (Златостан, Златородный). И женское имя Одатиды без греческого суффикса «тида/тета» сравнима с курдским с.ж.и. Ede[35].


По Страбону, Артаксий был царем Софены, Акилсены, Одомантии и некоторых других областей (Страбон,
XI, XIV,5), а Зариадр – царем страны вокруг Ариаксаты. Но события показывают, что историк ошибся в определении мест правления Зариадра и Артаксия. Подвластные территории Зариадра охватывала территории от Софены и до Артаксаты, а наследником отца и был Артаксий.

Часть бывших аршакидских владений, обтекаемая Верхним Евфратом и унаследованная Римской империей, Н.Адонц перечисляет к так называемой Внутренней, или Большой, Армении, в которой перечисляет 11 областей называя их курдским словом «гавар»[36]: Хордзан-ен-а, Палнатун[37], Мундзур, Дараналия, Екилес-ена, Аливн, Маналия, Дерджан, Карин, Шалагом и Спер[38].

Акилсена как обширная страна, впоследствии охватывала территории, куда входили Екилсена, Драналия, Маналия, Аливы и Мзур[39]. По составу топоним akilisena, согласно Н. Адонца, сродно daranali. “Ali” адекватная феликсия до-грабарского армянского происхождения (курсив мой – Л. М.) и по сему mardaliзначить просто мард-ская (область), Manali– Манская, akilisena– Акийская. В древности в Атропатене жили племя Аlniani, по имени которых одна из кантонов области Пайтакаран (Бейлаган) назывался Hani, о которых Страбон сообщает, что часть их поселилась в Армении выше армян и Нибаром (XI,XIV,14-Л.М.). Из описания географа видно, что под Абом и Нибаром он разумеет вершины гор Арарат[40].


Акилсена в настоящее время сохранилось под названием Килис. Манали/Мард (али) – область проживания Мандов хеттских источников, датируемых
XIVв. до н.э. Сообщение Ш.Х. Бидлиси том, что «правители Килиса были из древнего рода Манташ,-Манд»[41],— относится именно этому племени. Область Музур был расположен на реке Музур и возле горы того же названия[42]. Еще в XIVв. в эмиратстве Имадии (Амадии) известная под именем Бахдинан, проживала самая мощная племя Мизури[43]. И в XIXв. в этоом эмиратстве продолжала жить эта племя под названием mzuri. Именно племя мзур отдал свое имя к реке, горе и области своего проживания – Мзур, как это мы наблюдаем вторым по численности курдским племенем зебари, которые отдали свое название к реке Зебари (река Заб — Л.М.), на берегу которой они жили[44]. Севернее Музура на Евфрате лежали рядом Дараналия и Екилсена, определяемая своим положением, первая – городом Камах (дрений Ани), вторая — городом Ерзинджан (древний Ерзенк или Ерез). Их отделяли горы Гоханам или Сепух (древний Манайарк). Дараналия занимала долину речки Кемюр, а Екилсена соседнюю равнину, орошаемую мелкими ручьями, стремящимися из гор Спикор к Евфрату. У подножия этих гор, на берегу Евфрата, и теперь стоят Тордан и Гарни; оба села входили в Дараналию[45]. С восточной стороны Екилсена доходила до изгиба Евфрата и здесь соприкасалась с Маналией и Дерджаном. Последнее название сохранено в названии области Терджан с главным городом Мамахатун. Нынешний Терджан простирается по обе стороны Евфрата, занимая течение речек Тузлу и Пулк, из которых первая выпадает в Евфрат слева, а вторая-справа; по протяжениюон далеко превосходит древний Дерджан и включает в себя не только Дерджан, но и Маналию[46]. Судя по армянскому названию Ерзинджана — Ерзенк, где «к» суффиксиальное, обозначающее этническое начало, то можно предположить, что Ерзенк и есть мидийское (древнекурдское) Арзан[47] от имени мидийского племени Аризант.

А ираноязычный характер населения областей Манали/Мардали не должно вызвать сомнение.

В настоящее время область Дерсим, населенный исключительно курдами, Турецкими властями официально переименована в Тунджэли. Здесь живут в основном курды, говорящие на диалекте заза. Этот диалект курдскими, русскими и многими зарубежными филологами считается самым древним элементом в курдском языке. Всемирно известный курдский кинематограф Йылмаз Гюней говорил на этом диалекте.


Н. Адонц утверждает, что замок Ани, впоследствии знаменитая столица Багратидов, очевидно, своим названием обязан народу Аениани. На ряду с Ани встречается у Хоренского, как известно, и форма
Hani, совпадая с HaniПайтакаранским. «Мы пологаем, пишет он, — что и Дараналийский Ани того же происхождения: подобно тому, как марды, тоже выселенцы из Атропатены, встречаются в Армении в двух пунктах, в Мардастане и в Мардали, точно так же айнианы при движении на западзаняли места в Шираке и Дараналии»[48]. Принадлежность мардов к курдам уже не вызывает ни у кого сомнений.


Впервые область под названием Хана упоминается в надписи Ассирийского царя Тукульти-Нинурты
I, датируемый конец XIIIвека до н.э. Ученые размещают ее на среднем Евфрате выше Мари[49]. В надписи другого Ассирийского царя Тиглатпаласара I(ок. 1114-1076 гг. д н.э.) упоминается горы Хана «на краю страны лулумеев» — Замуа (Луллубум), — территория верховьев рек Диялы и Малого Заба, а также к северо-востоку от них[50]. Хана (Хани) содержится также в названии хурритского государства Ханигальбат (Митанни). Арабский историк IXвека Йакут в области Ангел тун (Ангелены, часть Софены) упоминает район под названием Хани, где были рудники железа (Йакут, II, 188).

И сегодня существуют многочисленные курдские племена с названием «хани». Армянские источники отмечают проживания курдского племени Ханиан в районе Шатаха в Ванской области еще в начале ХХ века[51]. Ахмед Хани (XVII в.), автор, включенный в «Золотой Фонд» мировой литературы, бессмертной поэмы «Мам у Зин», одна из редких жемчужин курдской письменности, был из курдского племени хани (hani). В настоящее время надгробье-мавзолей А. Хани находится рядом с крепостью Баязет и расположенной недалеко дворцом Исхак Паши вблизи курдского города Баязет в северной части Курдистана.


Вышесказанное дает основание предположить, что в древних и современных источниках речь идет об одном и том же курдском племени ханеан (ханиан). Т.о., мы убеждаемся, что наследственный домен Зариадра был населен мидийско-курдскими племенами. А сообщение Страбона о том, что хани, «часть из них поселилась в Армении выше армян над Абом и Нибаром» (Малый и Большой Арарат), уже однозначно свидетельствует об одном: к началу
Iвека армяне «не окружали горы Арарат», на южных склонах которых жили мары (курды тех же армянских источников).


По своему ценен и сообщение Страбона о том, что «потомком же Зариадра был софенец Артан» (
XI,XIV,15) («по Стефану Византийскому (Sophene s.v.) — Арсак» (Страбон. География. Прим.16 к главе XIV кн. XI, 824). Итак, в качестве потомка Зариадра мы видим некто Арсака, носителя династийного антропонима Аршакидов. Сын Зариадра, убежавший от преследования Артаксия к Каппадокийскому царю Ариарату IVи с его помощью вернувшийся на отцовский престол, носил имя Митробузан (Диодор Сициллийский, XXXI,22; Полибий, XXX,15). Среди полководцев, воевавших против римлян, встречается Митробарзан, который с 3000-ой конницей выступил против Лукулла, когда тот перешел Евфрат и вторгся в Софену. Митробарзан в бою с полководцем Лукулла Секстилийем пал с оружием в руках (Плутарх, Лукулл, XXV).


Н. Адонц, предлагает имя полководца, первым встретившего римского войско, в армянском варианте «вернее читать как «Ме
hрузан», который и был князем Софены[52]. Далее Н. Адонц сообщает, что в рукописях Аппиана имеется верное чтение – Митробузан и переводить это имя «с армянского языка» как «Спасаемый Михром»[53] Общеизвестно, что Митра — авестийское мидийское (древнекурдское) божество, «zan” на мидийском[54] и на современном курдском[55] означает одно и то же – «знающий, сведущий, мудрый» и сравнима с русским «знание, знать». Поэтому теофорное имя Mehruzan в переводе с курдского языка — «Познающий Митру». Теофорное имя Митробарзан и по ныне широко распространенное среди курдов имя — Barzan, Barzani, Barzand, Barzandji, Mitra, Mitran, Mehroj, Mehru(сравни с Меhruzan), Mehzan[56]. Так, что мидийско-курдское «zan” на армянском (“пргум”) никоим образом понятия “спасенный” не дает. На современном курдском языке эти теофорные имена можно перевести: Митробарзан – «Величие Митры», «Десница Митры»; Мехрузан – «Узнаваемый Митрой», «Подзащитный Митры», «Благословленный Митрой».


На курдском слово
barz переводится как «величайшие, величественные». Есть и древнее курдское племя барзани с одноименным древним родом Барзани и широкораспространенными мужскими именами Барзани. Из анналов Тукульти-Нинурты II(889-884 гг. до н.э.) становится известным, что еще в IXвеке до н.э. в области Ицалла – в верховьях реки Хабура, между современным Мардином, Урфой и Диярбакыром (район исторической Софены) находился поселение с явным ирано-курдским названием Барзаништун[57] (букв. Дом Барзани). Митробарзан (Mihrobuzan) был из рода Зариадра и у них в роду был принят такое имя[58].


При царе Армении Тигране
II царем Софены был Артан, который погиб от руки Тиграна: Митробузан – лицо близкое Артану, может быть, сын или брат. Лишившись царского достоинства, потомство Зариадра-Артана (сравни с курдскими с.м.и. Ардам, Ардан[59]) удержало свои владетельные права в Софене[60].


Согласно Плутарху, Софена, население которой радушно принимало римское войско во главе с Лукуллом, не входила в состав Армении. Это видно и из его рассказа: «На переправе через Евфрат Лукуллу было благоприятное знамение. В тех местах пасутся коровы, посвященные персидской Артемиде (богине Анаита/ Анахита – Л.М.), которую варвары, обитающие по ту сторону Евфрата, чтят превыше всех божеств; эти коровы предназначаются только для жертвоприношений, они вольно бродят по округе, клейменные в виде светоча, и изловить в случае надобности одну из них стоит немалого труда. И вот во время переправы Лукуллова войска через Евфрат одна из этих коров подошла к камню, который считается посвященным богине (курсив мой — Л. М.), встала на него и, положив голову так, словно ее пригнули веревками, предала себя Лукуллу на заклание. Он принес также быка в жертву Евфрату в благодарность за благополучную переправу» (47—Лукулл, ХХIV). После переправы, после дня отдыха, римские войска Лукулла «стал продвигаться по Софене», ничем не обижая дружественно настроенных жителей. Из этого сообщения становится известным, что жители, судя по тавру – «клеймение в виде светоча» — были огнепоклонниками и чтили верховную авестийскою мидийскую богиню Anah
id, и среди них существовал культ камня. У курдов до сих пор под словом «mang» подразумевают «священную корову». Не случайно, Фирдоуси в своем «Шахнаме» в разделе «Зоххак», где повествует о происхождении курдов, упоминает и священную корову «Бармая» (Bermae). А культ камня среди современных курдов зафиксирован всеми, без исключения, этнографами. Столицей Софены был город Каркафиокерт[61] (Мартирополь, нынешний Майфаркин в Северной (турецкой) части Курдистана) (Страбон. ХI, ХIV,2). Лукулл, поспешно продолжая путь, «перешел Тигр и вступил в Армению» (47—Лукулл, ХХIV).

Эти свидетельства древнегреческих источников служить в пользу того, что Софена еще в древности была заселена с курдами.


Род Зариадра-Артаксия не канули в неизвестность, а всегда сыграли ключевую роль не только в истории Курдистана, но и всего Закавказья. От рода Зариадр-Артан и происходили князья Арцруни, как можно судить по принятым в роде их фамильным именам. В отличие от Маркварта, Н. Адонц полагает, что, переселение ветви Софенских князей-род Арцруни в Албак, относится не к периоду Тиграна, а вернее Аршакидов[62]. В свою очередь, Арцруни и Аматуни были родственными из одной ветви и находились в тесных родственных связях с великими курдскими князьями Закаре и Иване.


Все вышесказанное еще раз служить доказательством того неопровержимого факта, что Зариадр и его потомки из седой древности выступают в своем мидийско-курдском обличье и надо их принимать в историческом плане как курдскую династию, а их царство – как древнекурдское .

Т.о., мы видим перед собой курдскую династию а не армянскую, как преподносят нам армянские ученые.



[1] Дьяконов И. М. История Мидии. С. 340. М .–Л., 1956.

[2]Гусейнов Р. А. Сирийские источники XIIXIIIвв. об Азербайджане. С. 76. Баку, 1960.

[3]Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 245. М ., 2002.

[4] Бойс. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. С. 155. М ., 1987

[5]Дьяконов И. М., Старкова К. Б. Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении. Вестник древней истории. Москва, 1955. №2. С. 168; Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 254. М ., 2002.

[6]Дьяконов И. М. История Мидии. С.127- 128. М .–Л., 1956.

[7]Курдско-русский словарь/Сорани/. С.339. М., 1983.

[8]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту//Вестник древней истории. М 1951. №2. С. 266.

[9]Дьяконов И. М. История Мидии. С 128, прим. 5. М .–Л., 1956.

[10]Дьяконов И. М. История Мидии. С. 128. М .–Л., 1956.

[11]Фрай Р.Н. Ук. соч., с. 281.

[12]Название курдского племени партафи из конфедерации племен кавалиси и рузаки восходят к этому топониму.

[13]Есть и курдское племя ревенди, входящие в племенной союз Ревандузи. Именно из этого племени ревенди был Айюб, отец курдского полководца Салах-ад-дина Айюби. Племя Revanв Xвеке кочевало близ нынешнего Еревана и в окрестностях Двина и входила в могущественную конфедерацию союза племен хазбани.Совсем не случайно, что именно с названием этого племени связаны топонимы городов Revanduz(Ревандуз) в Южном Курдистане и Revan(Раван) — нынешний г. Ереван, столицы Армении.

[14]Древняя Рага, современный Рей.

[15]Касумова С. Ю. Среднеперсидская эпиграфика кавказской Албании (Дербент). Города Ирана. $60, стр. 66. Баку,1994.

[16]Всеобщая история Вардана Великого. С. 61-65. М. 1861.

[17]Там же, с. 408.

[18]Там же, с. 504.

[19]Асатрян Г. Этюды по иранской этнологии. С. 47. Ереван, 1998.

[20]Фрай Р.Н.Наследие Ирана. С. 253- 254. М ., 2002.

[21]Там же, с. 254.

[22]Видимо, летняя резиденция парфянского царя Вологеза находилось в подножье горы Elegez(Алагяз, Арагац) в Армении, от имени которого и гора получила свой нынешний топоним — Elegez.

[23]Дьяконов М.М. Очерк по истории древнего Ирана. С.195. М., 1961.

[24]Дьяконов М.М. Ук. соч., с. 190, 195.

[25]См. Бархударян М. Албания и её соседи. С. 87. Тифлис, 1893.

[26]Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. С.168-169. Баку, 1986.

[27]Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. С. 58. Ереван, 1971.

[28]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 431.

[29]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 427-428

[30]Дьяконов И. М. История Мидии. С. 54. М .–Л., 1956.

[31]Танаис – Сырь-Дарья —Яксарт других авторов.

[32]Mara???— следует читать как «мар-ов», а не «маратов», как предлагает переводчик.

[33] Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. М., 1948. № 2. С. 518.

[34] Навен Курди. С. 396.Оснабург (Германия), 1992 (на курд. и нем. яз.).

[35]Навен Курди. С. 156.Оснабург (Германия), 1992 (на курд. и нем. яз.).

[36]В Авесте gava (Фрай Р.Н. Наследие Ирана. С. 73. М., 2002) — «поселение». Оно сохранило свое значение в современном курдском языке в форме war— «летовье», «место стоянки», «лагерь» (Esgerov Sh. S. Ferheng. С.300. Baku, 2000). От gavaи war> gewerde— «большая деревня», «округ» и gewre— «большой», «крупный», «главный» (Курдско-русский словарь (сорани). С.574. М., 1983). Это мидийское (древнекурдское) определение обозначает административное деление, соответствующее «району», «области».

[37]Позже среднеармянские источники под Палнатунами (от искаженного курдского Fedl– «Fedl tuni» > Патлун туни) будут подразумевать род (династию) курдских правителей Шеддадидов. Вардан пишет, что в 537 — 1088 году эмир Буха по приказанию Мелик-Шаха отнял Гандцак у П’атлунидов, называвшихся Шададами (Всеобщая история Вардана Великого. С. 133. М . 1861).

[38]Адонц Н. Г. Ук. соч., 23; 46-47.

[39]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 55.

[40]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 57.

[41]Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме. Т. 1. С. 274. М ., 1967.

[42]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 47.

[43]Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Ук. соч., с. 168.

[44]Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Ук. соч., с. 168.

[45]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 49.

[46]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 48-49.

[47]Арзан — название местности к северу от Сиирта и среди курдов известен как Гарза в Северной (турецкой) части Курдистана.

[48]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 57.

[49]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории. М. 1951. № 2. С.269.

[50]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории. М. 1951. № 2. С. 281.

[51]Лисициан С. Д. Историко-этнографические очерки Шатаха. С. 75. Тифлис, 1927.

[52]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 413.

[53]Там же.

[54]Дьяконов И. М. История Мидии. С. 66. М .–Л., 1956.

[55]Курдско-русский словарь/Сорани/. С. 341. М., 1983.

[56]Навен Курди. С. 278; 335;337. Оснабург (Германия), 1992 (на курд. и нем. яз.).

[57]Дьяконов И. М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории. М. 1951. № 2. С. 290.

[58]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 414.

[59]Навен Курди. С. 272.Оснабург (Германия), 1992 (на курд. и нем. яз.).

[60]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 414.

[61]Иранско— курдский суффикс «керт», «гырт» засвидетельствован в форме grd,grdaи происходит от индоевропейского корня gherdh— «окружать, огараживать» (Фрай Р.Н. Наследие Ирана. М., 2002. С. 83-84), что также указывает на ирано—курдский характер населения столицы Софены. В древнем названии курдского города Киркук — Карка бет Селох также содержится компонент «Карка». Возможно, столица Софены носит имя кого либо из мидийско—курдских вельмож по имени Karkew (Навен Курди. Оснабург (Германия): Изд. «Курдистан», 1992 (на курд. и нем. яз. С. 182) — и ныне среди курдов широко распространенное мужское имя.

[62]Адонц Н. Г. Ук. соч., с. 415.

Лятиф Маммад

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »