Курдистан

Езиды Ирака глядят в сторону курдского региона

Езиды Ирака глядят в сторону курдского региона ЛАЛИШ, Ирак / Приведенное в боевую готовность езидское меньшинство Ирака, оказавшееся < целью самого крупного теракта начиная с организованного США вторжения, теперь обращается к курдскому региональному правительству за защитой. В августе, четыре заминированных грузовика, ведомых самоубийцами, взорвались одновременно в маленькой деревне Кахатания около иракского пограничного города Синджар, убив больше 500 езидов и нанеся разрушительный удар по общине не больше, чем 500 000 человек.

“Резня и нападения были постоянно, но никогда не было ничего, столь же ужасного, как в Синджаре,” – сказал Карим Сулейман, глава культурного центра езидов в городе Шейхан, около Мосула. “Мы никогда не испытывали ничего подобного.”

Езиды живут на линии, которая должна отделить курдов от арабов – линии, местоположение которой будет определено голосованием, намеченным на апрель.

Статья 140 иракской конституции заявляет, что будет поведен референдум в областях, окружающих курдский автономный регион, включая северный нефтяной город Киркук, так, чтобы люди могли выбрать, должны ли они управляться центральным правительством или курдами. Езиды сконцентрированы в ключевых областях референдума, включая территории, к северу от Мосула и вокруг Sinjar на сирийской границе, на которые претендуют курды. Курды видят в референдуме шанс исторического исправления произведенных Саддамом Хусейном принудительного популяционного перемещения и арабизации. Арабы видят в этом захват земли курдами.

За столетия езиды, которые главным образом говорят на курдском языке, идентифицировали себя как арабы или курды, в зависимости от того, в чьих руках была власть. Теперь община твердо поддерживает курдское региональное правительство.

“Мы надеемся, что земли, на которых теперь живут езиды, присоединятся к курдской области,” – заявил лидер общины, Мир Тахсин Бег, для Ассошиэйтед Пресс в своей резиденции в Шейхане. “Это будет зависеть от референдума, но наши области должны возвратиться изначальной родине.”

Езиды всегда были маргинальны в истории региона – случайные жертвы погромов, когда местные лидеры обвиняли их в поклонении дьяволу. К общине относятся с подозрением, и Езиды жаловались на дискриминацию, и даже преследование, и от арабских и от курдских соседей. Езиды говорят, что они – этнические курды, придерживающиеся изначальной доисламской религии своего народа, состоящей в специфическом поклонении Малек Тавузу, главе ангелов – известнлму в других религиях как Люцифер – который принимает форму синего павлина.

С созданием в 1991 г. курдского автономного региона под защитой американских сил, сообщество езидов было разделено: примерно 90 процентов его членов осталимсь под иракским правительственным контролем – правительство, которое, как они говорят, угнетало их, препятствовало им исповедовать свою религию и даже объявляло их арабами в 1977 г.

“Там, где курды, есть езиды, где езиды, есть курды, – – мы – один народ и одна нация,” сказал Шейх Баба Херто Хаджджи Измаэль, религиозный лидер общины. “Езиды – приверженцы старой религии курдов.”

Езидские религиозные методы описываются как смесь восточных религий с учением древнего дохристианского персидского пророка Заратуштры и методов митраистов, также как элементов христианства, иудаизма и ислама.

Все монотеистические пророки признаны, но Авраама и Ноя почитают особенно.

Самый главный праздник езидов – Ейд аль-Джамма, или праздник паломничества, когда община, рассеянная по Ираку, Турции, Армении, Грузии и Германии, собирается в городе-храме Лалеш, расположенном в живописной долине к северу от Мосула.

В октябре 2006 г., недельный праздник был впервые за прошедшие годы проведен вновь благодаря улучшению безопасности. Тысячи езидов, одетых в курдские, арабские, турецкие и европейские костюмы, шли босиком среди конических храмов священного селения, воздавая поклонение и приветствуя встречаемых иногда родственников.

Праздник был отменен в этом году после теракта в Синджаре. “Многих из нас нет, так что все это действительно прямо касается нас,” сказал Лакман Сулейман Махмуд, который недавно посетил пустую храмовую долину. “Мой народ подобен звеньям цепи, так что любая мелочь затрагивает нас всех,” сказал он, добавляя, что после теракта было мало свадеб или праздников.

Немедленно после теракта, курдский региональный президент Масуд Барзани послал 400 курдских милиционеров, известных как пешмарга, в Синджар, с тем чтобы защитить езидов – провокационный шаг, так как считается, что его официальная юрисдикция не простирается на эту территорию.

“Нам не требовалось одобрения центрального правительства, потому что эти силы посланы на короткое время и по гуманитарным причинам,” сказал Джабар Явар, представитель пешмарга.

Шаг был оценен езидским лидером Тахсин Беком и укрепил ощущение, что будущее общины лежит в курдском автономном регионе. Он сказал, что его народ имеет только одно требование к правительству.

“Мы просим, чтобы езиды были признан,” в составляемой региональной конституции, которая имеет только пункт, предоставляющий равные права различным этническим группам в регионе, включая курдов, арабов, туркмен, и христиан-ассирийцев, сказал он. “Мы не просим признать нас другой этнической группой, но мы хотели бы пункт, признающий различные религии в пределах этнической принадлежности курдов.”

Пол Шемм Ассошиэйтед Пресс

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »