
11 июля, в пятницу, по приглашению Езидской теологической академии в столице Грузии, Тбилиси, мы встретились со студентами академии в сопровождении друзей, интересующихся езидской тематикой.
Нас тепло принял духовный лидер и глава академии Пир Дима Пир Бари, который подробно рассказал о религиозном комплексе, его помещениях, библиотеке, а также о историко-религиозном музее. Музей включает множество разделов, отражающих религиозное, историческое и теологическое наследие, а также экспонаты, посвящённые персоналиям, книгам, обычаям и традициям различных этапов развития езидской религии. Здание музея двухэтажное и находится в процессе завершения.

Пир Дима также детально объяснил задачи академии и её структуру, отметив, что в ней обучаются три девушки и трое юношей. Академия работает под руководством грузинского университета «Илия» в Тбилиси и выдаёт сертификаты по изучению езидской теологии и религиозных наук. Программа включает изучение священных текстов, религиозных обрядов, праздников, свадебных церемоний и ритуалов, связанных с загробной жизнью (например, «Брайа Ахрети»), а также других религиозных практик.
По случаю этого приглашения я прочитал лекцию для студентов и гостей академии, посвящённую философии природы в езидской религии. Я остановился на четырёх ключевых элементах — воде, воздухе, огне и земле, — которые подчёркиваются в наших священных текстах (таких как «Шейхобакр», «Забуни Максур» и др.). Также я объяснил важность души и её святости в езидской традиции, где душа считается бессмертной и возрождающейся.
Особое внимание было уделено единобожию — краеугольному камню езидской веры. Езидизм является одной из древнейших монотеистических религий Месопотамии, особенно её северной части — Загроса, где он зародился. В лекции также обсуждалась тема добра и зла в езидизме. На мой взгляд, езидская религия уникальна в своём ясном и точном объяснении этой концепции: добро и зло происходят от единого Бога-Творца и неразделимы, кроме как по Его воле (Xweda, Xudi, Êzî, Ezda, Tawûsê Melek). Согласно священным текстам:
«Xêr u şe’r — ji dergêh Xwedê ne» — добро и зло от Бога.
Далее мы сравнили езидизм с другими религиями региона, особенно с зороастризмом, выделив различия в философии, верованиях и ритуалах, несмотря на общие исторические и географические корни. Особое внимание было уделено роли Шейха Ади (мир ему), которого некоторые считают обновителем или основателем езидизма, а также Шейха Хасана бин Ади II, возродившего религиозное наследие и сохранившего древние обряды без искажения их сути.
После лекции состоялась дискуссия, где участники высказали свои мнения. В завершение нас сердечно проводили глава академии и студенты, пожелав им успехов в их важной работе.
Гази Низам / Тбилиси / Грузия
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
