
От корней до легенды
Имя Джбур-ага с почтением вспоминают во многих езидских семьях.
Он был сыном Карса, внуком Джхура и потомком Наумана — основателя уважаемого рода Наумани, одного из старинных езидских племён.
Родился Джбур-ага примерно между 1880 и 1885 годами в деревне Джем-Баркат, недалеко от берегов Тигра.
С юных лет он отличался мужеством и щедростью. Его знали как человека, способного примирить поссорившихся, защитить обиженного и помочь нуждающемуся. Говорят, он имел лодку, на которой перевозил товары по Тигру, и взимал пошлину с торговцев, проходивших через земли его деревни.
Посланник езидов к королю Фейсалу
Исторические источники и устные предания подтверждают: Джбур-ага входил в делегацию езидских шейхов и старейшин Шингала, которые 3 августа 1921 года посетили короля Фейсала I в Багдаде — чтобы поздравить его с восшествием на трон новообразованного Ирака.
Это был символический визит: езиды выразили готовность жить в мире и сотрудничестве с новым государством.
Человек чести и справедливости
Джбур-ага был известен прямотой и независимостью.
Он открыто выступал против некоторых действий эмира Саида-бея, главы езидов того времени, если считал их несправедливыми. По преданию, между ними произошёл конфликт, и Джбур-ага даже изгнал эмира из области Динания из-за его отношения к части езидского населения.
У Джбура было шесть сыновей. Двое умерли без потомков, а семьи четырёх других живут и по сей день — часть в деревне Хирява, часть — в Германии.
После смерти Джбура в 1940-х годах титул аги не был передан по наследству: в общине стало принято выбирать старейшину по личным качествам — по уму, щедрости и уважению людей, а не по крови.
Род Наумани — хранители традиций
Племя Наумани относится к древней ветви езидских родов, происходящих из союза Дана.
Изначально они жили на землях современной Турции. После подписания в 1639 году договора о разграничении между Османской и Сефевидской империями, десятки езидских семей были вынуждены покинуть родные земли и переселиться в Сирию и Ирак.
Согласно исследованиям доктора Махмуда Мардини, Наумани поселились на берегу Тигра, в деревне Джем-Баркат, где сохранили свою веру, обычаи и дух единства. Они всегда стояли за правду, поддерживали образование и учили детей любить знания.
Позднее семья переселилась и основала новую деревню — Хирява, что в переводе означает «добро и благословение».
Деревня Хирява — символ дружбы и сплочённости
Жители Хирявы славятся взаимопомощью и единством.
В 1961 году, когда на деревню Ханке напали войска из Мосула и арабские племена, именно мужчины из Хирявы пришли на помощь и вместе с жителями Зинията защищали её от врага.
Семьи деревни Хирява — это:
Малбат Джбур-аги, Айдо Кани, Дино Хасо, Хаджи Хамри, Крит Софи, Али Халед, Сиас, Камо Авди, Хусейн Касо, а также представители родов Стирия Зиркия, Халта и Хавирия.
Из глубины времени
Любопытная история: в немецком городе Гёппинген (недалеко от Штутгарта) автор встретил пожилого ассирийца по имени Мам Хайдо.
Он рассказал, что их предки были езидского рода Наумани. Сейчас их называют потомками Нахмо, а среди ассирийцев — Бет Нахмо или Бет Нахмуне.
Так сохраняется память о корнях, даже вдали от родной земли.
Вера и преданность
Согласно езидскому преданию, представители рода Наумани являются мюридами Хатун Фехры и Пира Мухаммеда Раббана — хранителей света и истины.
Вместо заключения
История рода Наумани, как и многие страницы езидского прошлого, передаётся устно — от старших к младшим. Автор отмечает, что материал собран на основе рассказов и воспоминаний уважаемых жителей:
Гази Худейды, Шукри Рашида (из Хирявы), Нозада Мам Дино, Бибо Намо, а также семьи Сулеймана Ахмеда.
Сираван Салим Шеро
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
