Религия езидов

Религия езидов

(Основные божества; священные книги) Г. Асатрян,

доктор филологических наук, заведующий Кафедрой иранистики ЕГУ, директор Кавказского Центра Иранистики в Ереване, глав. редактор Армянского Востоковедческого журнала «Иран Наме»

Езиды живут в основном в Ираке, Турции и Сирии. Часть езидов в 1830-1840 гг., спасаясь от гонений со стороны турков и курдов, мигрировали в Армению, откуда впоследствии распространилась по всему Закавказью. И тем не менее, самым крупным центром езидской диаспоры является Армения (около 50 000). Общая численность езидов, по последним данным составляет около 200 000 человек.

Язык езидов, (как его называют сами езиды – ездики), на котором говорят и северные курды – курманджи, принадлежит к северно-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков.

Есть еще очень много невыясненного и непонятного в езидском вероисповедании. Существует очень много противоречащих друг другу сведений об этой инетересной религии. Например, в религиозных легендах о каком-либо езидском божестве, его месте и функциях можно встретить сведения совершенно противоречащие или просто отличные от сведений о том же божестве, содержащихся в священных книгах, а эти, в свою очередь, могут совершенно не соответствовать мнению езидских духовных лиц.

Такое положение может быть объяснено поздним возникновением езидства (12-13 вв.), а также отсутствием центрального, консолидирующего, сильного духовного центра, свойственного всем догматическим религиям. Религию езидов, скорее всего, можно охарактеризовать как комплекс различных по содержанию верований, чем догматическую религию, каковыми являются христианство или ислам.

И хотя езидство изучается уже в течение двухсот лет, однако, проблема возникновения этого религиозного направления и по сей день не нашла своего разрешения. Отдельные вопросы, безусловно, были объяснены в литературе в той или иной степени, однако многие вопросы остаются нерешенными. О езидах писали много, но, как правило, рядом с рассуждениями, имеющими научную ценность оказывались и весьма общие мысли. Достаточно отметить, что нельзя встретить какое-либо исследование, посвященное езидам, где бы не говорилось о синкретическом характере их вероисповедания и что, якобы, что это вероучение состоит из смеси зороастризма, христианства, магометанства, и даже буддизма и моисейства.

Подобные заимствованные элементы, несомнено, присутствуют в езидстве, однако нельзя преувеличивать их роли. Например, принято отмечать, что поклонение солнцу, луне и огню взято езидами из зороастризма. Но надо сказать, что поклонение природным явлениям и стихиям входит в предварительную (начальную) систему верований любого народа, и, естественно, это не может рассматриваться как заимствование. Достаточно отметить, что «поклонение» солнцу, луне и огню в той степени, в которой оно распространено у езидов, можно встретить и в начальных верованиях персов, армян, таджиков и других народов. В последнее время среди нас стало распространятся наивное и методологически неверное мнение, высказанное в свое время Н. Марром, что, якобы, езидство было «общекурдской» религией предисламского периода. Судя по имеющимся фактам, можно утверждать, что езидское вероисповедание как религиозное учение, явление позднего периода, сформировавшееся в средневековье на суфийском субстрате, что, естественно, не может быть всеобщей религией курдов. Что же касается формированию курдов в предисламский период в качестве отдельной этнической единицы, то это чрезвычайно спорный и нуждающийся в особом изучении вопрос.

Езиды верят богу Хуаде – божеству первой степени – и его Троице, где первое место занимает Малак-Тавус, второе – Шейх Ади, третье – Езид. Следует отметить, что это разделение носит условный характер, так очень часто бывает трудно определить конретные функции и место этих божеств.

Довольно трудно охарактеризовать представления езидов о боге. Бог Хуаде не похож ни на древнегреческого бога, наделенного человеческими чертами, ни на всемогущего и беспощадного еврейского бога Иегову. Так же мало похож езидский бог на совершенного и сверхестесственного Аллаха, бога мусульман, и на милостивогои всепрощающего христианского бога. Основная черта, сближающая бога езидов со всеми указанными богами – это функция сотворения (демиурга). В этом вероучении бог является только сотворителем космоса, но не его защитником и покровителем.

Другой элемент в представлении езидов о боге, который есть в других религиях — это идея трансцендентальности. Но и здесь, как и в других случаях, эта идея отличается от соответствующих представлений в других религиях. В езидстве творец представлен как всемогущее существо, наделенное сверхестественной силой, однако, он далек от мирских дел и забот. Езиды, как отмечалось, верят в то, что бог проявляет себя посредством Троицы: Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Езида (в обличье молодого человека). И по этой причине в езидском вероучении бог выражен (представлен) довольно сумрачно и неопределенно, и для него не предусматривается молитв и жертвоприношений. В этой статье мы не ставим целью затронуть все проблемы, относящиеся к езидскому вероучению, а хотим сосредоточить внимание на узловом понятии этой религии – Тройце, которая нашла свое выражение в письменном и устном наследии.

Малак-Тавус – ангел-павлин. Говоря об этом божестве, принято называть его олицетворением зла, воплощением сатаны и т. д. Это, по-видимому, и легло в основу того, что езидов часто называют поклонниками дьявола.

Согласно езидскому вероучению, бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса. А в некоторых устных легендах Малак-Тавус выступает как творец. Но, надо отметиь, что и в этом случае, и в связи с Малак-Тавусом не все так ясно и прозрачно в езидской религии. Иногда он бывает представлен как бог, иногда – как его помощник, а иногда – как близкий богу ангел, который впоследствии был изгнан из рая. Последнее восприятие образа Малак-Тавуса в езидском вероучении выражено довольно слабо. Это по сути езидское божество приписывалось враждебно настроенным мусульманским соседям езидов, под воздействием распространенной на Востоке легенды, согласно которой сатана изначально был одним из близких богу ангелов, заставившим Адама и Еву отведать запретных ростков пшеницы (вместо библейского райского яблока), и тем самым ставшим причиной изгнания последних из рая. В этом, согласно восточному преданию, сатане помогла змея, пронеся его, спрятанным в своей пасти, в рай. Бог прогневался за этот поступок и изгнал сатану из рая, а змею лишил ног и рук и обрек ее на вечное пресмыкание на земле.

Возникает вопрос: чем объясняется обличие этого божества в образе птицы и именно павлина? Павлин на Востоке считался символом мудрости и роскоши. Образ павлина встречается у разных суфийских сект. А по представлениям оротодоксальных мусульман павлин считался райской птицей, которая является воплощением достоинства и даже гордыни. Согласно преданию, распространенному на севере Ирака, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню. В качестве наказания бог сделал его ноги безобразными и поручил змее охранять ворота рая. Павлин не имел права вернуться в рай, пока не икупит свои грехи покаянием.

Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как было отмечено, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие. И тем не менее, система религиозных верований в павлина, хотя и величественного, но проклятого богом и имеющего непосредственную связь с сатаной существа особенно в мусульманском окружении создала предпосылки для того, чтобы считать езидского Малак-Тавуса воплощениям дьявола. Здесь, фактически, произошло слияние (контаминация) образов падшего ангела и павлина и создание нового образа – падшего павлина-дьяволa. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину, которые возникли скорее всего на Индийском полуострове, с далеких исторических времен были широко распространены также среди народов Ближнего и Среднего Востока, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры. Малак-Тавус в системе культовых (обрядовых) предметов изображается как петух, вознесшийся на башню. Подобные медные статуэтки хранятся в Лалеше и каждый год давалы (один из младших чинов езидского духовенства) носят их по районам, населенным езидами. С помощью этого ритуала собираются пожертвования верующих в пользу духовного центра. Эти статуэтки называются Санджаки и хранятся в строжайшей тайне от представителей других религий.

Шейх Ади (Шейх Ади бин Мусафер). Как отмечалось, вторым значительным лицом в езидском пантеоне после Малак-Тавуса является Шейх Ади. Езиды считают его апостолом бога и верят, что он был создан из тени Малак-Тавуса. Шейх Ади, как и Малак-Тавус выступают в роли преемников бога, а в некоторых преданиях обретают особые божественные функции. Примечателен тот факт, что Шейх Ади бин Мусафер был историческим лицом, арабом по происхождению, представителем дворянского рода Омай. Сведения о нем можно найти во многих арабских средневековых первоисточниках.

Шейх Ади родился в 1072 г. в селе Бейтнар (ныне – Ливан) района Баалбаки в исторической Сирии. Так как он проживал в горах Аккара, то получил прозвище ал-Аккари. После долгих скитаний он обосновался в Лалеше, в севере от города Мосул, в разрушенной несторианской церкви, расположенной в глубоком ущелье, где и скончался в 1162 г. Он заложил основу религиозному направлению адавитов (названному так в честь его самого). По свидетельству источников, Шейх Ади был одним из самых известных проповедников в рамках сект того времени, крупным ученым и философом средневековья. Он имел тесные связи с ярчайшими представителями суфийского религиозного направления, такими как Укайл- ал-Манбаджи, ал-Улвани и др.

Роль Шейха Ади в езидском религиозном учении в востоковедческой литературе не освещенна основательно. Остается совершенно непонятным, почему Шейх Ади был признан апостолом в езидской религии, хотя, как свидетельствуют источники, он еще при жизни пользовался большой славой.

В последний период жизни Шейха Ади к нему переселились его племянники (сыновья его брата), которые занимались в основном религиозной деятельностью и чьими усилиями секта адавинов нашла широкое распространение среди ираноязычного населения гор (ныне – езиды), обретая много сторонников. Не случайно, что езиды до сих пор часто называют себя адабинами (от слова адави), не осознавая значения этого слова. По нашему мнению, Шейх Ади нашел свое место в езидской религии в поздний период, когда он уже приобрел славу легендарного святого, а его религиозные воззрения были преданы забвению.

Езид (Слтан Езид). Третьим основным лицом езидского пантеона является Езид. В некоторых научных кругах распространено мнение, что он – воплощение древнего иранского божества язат-нерин (божество, достойное жертвоприношения). Некоторые же связывают возникновение этого божества с именем второго халифа династии Омаев Езида бин Мусавиа. Другая группа исследователей связывает это имя с названием иранского города Езд. Приведенные мнения, несомнено, носят весьма условный характер и лишены исторической основы. Например, как можно объяснить связь между Омайским халифом и одноименным езидским богом? Исходя из достоверных исторических фактов, наличие подобной связи исключено. Что касается иранских язатов, то они не могут быть прототипом для довольно поздно возникшего божества. А в иранском городе Езд никогда на было езидов, этот город в течение веков был населен персами-зороастрийцами.

Следует отметить, что хотя второй Омайский халиф Езид бин Муавиа не имеел никакого отношения к езидам, тем более, что он правил всего 3,5 года (680-683 гг.) и не являлся основателем какого-либо религиозного учения, одноко, по всей вероятности, именно с ним связано самоназвание Езидов и появление одноименного бога. Известно, что в 680 г. в Кербелайской битве Езид бин Муавиа подверг поражению? противников халифского трона – сыновей Али ибн Абу Талиба Асана и Гусейна. В этой битве Гусейн был убит. Такое отношение к внукам пророка (мать Асана и Гусейна Фатима была дочерью Магомета) стало причиной того, что Езид в среде мусульман, и особенно шиитов, был провозглашен преступником и богохульником. Вообще, его считали олицетворением зла, последователем сатаны. По этой причине имя «Езид» впоследствии становится нарицательным и распространяется по всему Востоку как символ неверия. Интересно и то, что подобное употребление этого имени встречается и в армянской литературе, особенно в ашугской поэзии, которая содержит в себе суфийские элементы.

Слава езидов как неверующих и поклонников дьявола среди соседних народов создала предпосылки для названия «езиды». Этому в огромной степени способствовала также связь езидов с адавинами, чьи корни восходили к династии Омайев, основателем которой был отец Езид халифа – Мусавиа бин Суфиан. На начальной стадии это название, скорее всего, льстило самолюбию езидов, тем более, что они, под влиянием пропаганды адавинов считали себя последователями династии Омайев, а в дальнейшем это стало самоназванием народа. В последствии, это способстоввало появлению в езидском пантеоне нового божества Езида, чье позднее появление и объясняет его крайне неопределенные функции.

Тот факт, что название «езиды» было дано соседями (экзоэтноним) как пренебрежительное прозвище, а в дальнейшем стало названием племени, не противоречит известным принципам возникновения этнонимимки. Известно, что езиды не всегда назывались таким образом, в средние века они были известны как дасны, или адави или шарги.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »