Информ.выпуск ИОРТА № 18 (февраль 2003г.)
Гига Чихладзе, Ираклий Чихладзе, Тбилиси (для Института Освещения войны и мира IWPR)
Грузинские курды пытаются укрепить свои позиции в обществе, опасаясь стремительной утери культуры, языка и вероисповедания.
“Мы те, кто мокнет под дождем, обнаружив, что оказался на улице без зонта”, – говорит Георгий Шамоев, президент Фонда защиты прав курдов в Грузии. “Ведь все национальные диаспоры и общины, представленные в Грузии поддерживает их историческая родина – кроме курдов. Даже ассирийцев, у которых тоже нет своего государства, опекает лично посол Ватикана в Грузии”.
Создавая два года назад свой Фонд со статусом неправительственной организации, Шамоев хотел стать своего рода “выразителем интересов” грузинской курдской общины, не имевший до тех пор фактически никаких своих общественных организаций и находящейся на одной из самых низких ступенек в обществе.
“Наша диаспора неорганизована, политически индифферентна и в большинстве своем малообразованна”, – согласна с Шамоевым Лили Сафарова, заместитель председателя Общества езидов Грузии, учительница грузинского языка по профессии. “В Тбилиси есть 4 школы, в которых преподают курдский язык. Но ни в одной из них нет ни учебников для детей, ни пособий для педагогов”.
“Наши пожелания власти просто не замечают это легко сделать, ведь у нас нет ни одного представителя ни в парламенте, ни в мэрии, ни в столичном Сакребуло (орган местной власти)”, – говорит она.
“Мы не представляем угрозы для грузинского православия, так как наша религия не миссионерская: чтобы стать езидом, им надо родиться. И мы так же, как и православные, страдаем от натиска сектантов”, – сказал IWPR Тенгиз Бакоян, езидский священнослужитель (шейх).
Однако, говорит он, когда в прошлом году он обратился к властям с просьбой выделить землю для постройки храма, ее предложили купить. “Причем названная цена была гораздо выше номинальной”, – говорит Бакоян, замечая: “на мой взгляд, в Грузии езидизм находится под угрозой полного исчезновения”.
Согласно ряду исторических источников, массовое переселение курдов в Грузию произошло в конце 19-го – начале 20-го веков. В основном это была часть курдской общины Османской империи, называющая себя езидами и подвергавшаяся преследованиям за свои религиозные убеждения наряду с армянами, греками и ассирийцами.
Известный голландский курдовед Мартин Ван Брюинессен общую численность езидов в мире оценивает в 150 тысяч. По его данным, большинство из них проживают в Ираке, но до 40 тысяч – в Грузии и Армении, странах с дружественной для езидизма христианской средой
Однако точно число грузинских курдов и езидов установить сегодня невозможно. “Во время переписи населения в 2002 году в бланках в графе “национальность” не были указаны курды. В то же время в перечне присутствовали турки, хотя среди граждан Грузии турок единицы, а курдов тысячи”, – говорит IWPR юрист Мрад Мроди, езид по национальности. “В знак протеста я отказался вообще принимать участие в переписи”.
Путь, пройденный курдскими неправительственными организациями за короткое время своего существования, привел к тому, что на днях Фонд защиты курдов Грузии распространил заявление, в котором говорится о начавшейся в Грузии информационной войне против курдов и угрозе жизни их яркому представителю редактору курдской газеты “Главеж” Кариму Анкоси. Причиной оказываемого давления Фонд считает возрождение национального самосознания грузинских курдов.
Открытая дискуссия по вопросу о положении курдской диаспоры в Грузии впервые имела место в ноябре прошлого года на специальной конференции, прошедшей в Тбилиси. “Мы говорили о реальной опасности утратить свою культуру, язык, веру, призывали общество задуматься о том, что если курды покинут Грузию, страна, потеряв культуру целого народа, несомненно пострадает”.
Именно после этой конференции стал широко известным человеком в Тбилиси редактор маленькой курдской газеты, востоковед Карим Анкоси. Популярность его, однако, настолько отрицательного свойства, что этот почти 70-летний человек попытался изменить внешность, сбрив усы. Нервную реакцию в обществе вызвало эмоциональное высказывание Анкоси на конференции говоря о том, что его народ фактически прозябает в ничтожестве, он заметил: “Что же, нам тоже браться за оружие, как курдам в Ираке?”
Однако ответ, который дали Анкоси грузинские газеты, превзошел все пределы. Заголовки статей выглядели так: “В Грузии появятся новые Оджаланы”, “Курды угрожают грузинам”.
“В публикациях некоторые авторы рассуждают и об опасности курдского сепаратизма в Грузии. Но о каком сепаратизме может идти речь, если курды не имеют даже мест компактного расселения в Грузии?”, – говорит Шамоев.
Между тем, говорит он, Анкоси теперь регулярно получает угрозы. “Фонд намерен просить для него политического убежища в одной из европейских стран”, – сказал IWPR Шамоев.
Сам редактор отказывается общаться с журналистами, утверждая, что они извратили сказанные им на конференции слова.
Сутью большинства выдвигаемых курдами требований является стремление добиться от грузинского государства больших культурных прав.
“В 2000 году мы обратились в соответствующие учреждения с просьбой начать процесс восстановления исконных фамилий курдов и езидов, утраченных в результате длительного миграционного процесса в начале 20-го века”, рассказывает Лили Сафарова. “Однако нам отказали, безо всякого объяснения. Нашему обществу даже не выделили никакой комнаты под офис его нам арендовало посольство Германии в Грузии”.
Но Леван Гвинджилия, председатель Палаты грузинского языка считает, что курды неотъемлемая часть грузинской культуры, но многие их жалобы и требования необоснованны. “В демократическом государстве власти заботятся об обществе в целом, а не об отдельных национальных диаспорах, и сегодня все население Грузии находится в одинаково сложных экономических условиях”.
“А если в государственных структурах нет курдов, то это не вина властей. Депутаты в парламент избираются не на основе национальной принадлежности они должны иметь свой электорат, который за них проголосует, и, как минимум, должны знать грузинский язык”.
“Это в СССР составлялись списки обязательных профессий и национальностей – одна доярка, два чаевода, три армянина и так далее. В демократическом государстве подобное было бы нарушением законодательства и Конституции”.
Отрицая, что права курдов ущемляются, Леван Гвинджилия в то же время считает серию антикурдских публикаций в тбилисской прессе непристойной. По его словам, подобные материалы оскорбляют не только курдов, но всех граждан Грузии.
Курдская культура испытала в Грузии настоящий ренессанс в 70-е годы прошлого столетия. Тогда были созданы народный курдский ансамбль и единственный в мире курдский театр. На государственном радио выходила в эфир еженедельная 15-минутная передача на курдском языке.
К сегодняшнему дню все это не существует. “Интересно, что первый президент независимой Грузии начала 90-х Звиад Гамсахурдиа, у которого слава шовиниста, неоднократно заявлял, что очень гордится тем, что в Грузии работает единственный во всем мире курдский театр”, – говорит IWPR Мураз Джафаров, бывший художественный руководитель курдского театра. “А власть Шеварднадзе, проповедующая демократию и равенство, наш театр закрыла. Да нас просто вынуждают уезжать из страны, что большинство уже и сделали”.
Еще несколько лет назад в восточной части Грузии, в регионе Кахети было несколько деревень, заселенных курдами. Сегодня их бывшие жители, действительно, почти в полном составе эмигрировали.
Большая часть курдско-езидской общины Грузии живет сегодня в Тбилиси, в основном, в “спальных” районах, где квартиры стоят в несколько раз дешевле, чем в центре города. Абсолютное их большинство всегда были заняты самой непрестижной, “черной” работой. Например, традиционно дворники в Тбилиси – почти исключительно курдянки. В ярко-оранжевых жилетах, обязательных для всех, кто работает на трассе, и при этом в своих длинных плиссированных бархатных юбках, они выглядят весьма экзотично.
“Курдская диаспора в Грузии стала аутсайдером в политическом, социальном, экономическом смысле. Если этот комплекс неполноценности не удастся преодолеть, такое понятие как грузинские курды обречено на исчезновение”, – считает Георгий Шамоев.
Гига Чихладзе, Ираклий Чихладзе, независимые журналисты, работающие в Тбилиси. (для Института Освещения войны и мира IWPR) www.iwpr.net
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.