Обзоры

ПРОБЛЕМЫ КУРДОВ-ЕЗИДОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ — Александр Осипов

Как нам сообщил Александр Курсков, сотрудник Нижегородского общества прав человека [эта информация опубликована также в нижегородской газете “Правозащита”, № 9 (30), май 1999 г.], в двух районах Нижегородской области уже в течение ряда лет систематической дискриминации подвергаются несколько десятков живущих там курдов-езидов. Местной милицией им отказано в прописке, и поэтому они оказываются лишенными почти всех основных гражданских, политических и социальных прав.

Езиды — последователи особого синкретического вероучения, в котором соединяются элементы зороастризма, христианства и ислама. В бывшем СССР курды-езиды жили в основном в Грузии, Армении и Азербайджане, с начала 90-х годов из возросшей нестабильности в этих государствах их часть переселилась в Россию. В 1991 — 1994 гг. из Армении и Азербайджана небольшие группы езидов приезжали в Нижегородскую область. В настоящее время примерно 170 курдов живут в Княгининском и Большемурашкинском районах на юге области. Эти курды — простые, зачастую малограмотные крестьяне, они работали на земле в Армении и Азербайджане и продолжают делать то же самое в России. Все они были прияты на работу в местные колхозы и совхозы, правда, позднее, из-за отсутствия прописки, многие этой работы лишились, а некоторые продолжают работать “нелегально”.

С 1991 г. вплоть до настоящего времени 35 курдам (13 семей), районные паспортно-визовые службы регулярно отказывают в регистрации по месту жительства. Кроме того, шесть человек были лишены уже полученной ими регистрации по месту жительства. 12 подростков (помимо названных выше 35 человек) достигли совершеннолетия уже в РФ, но паспорта им не были выданы. В курдских семьях уже на территории РФ родилось 20 детей; свидетельства о рождении им были выданы только задним числом в 1999 году. У одного мужчины (имеет прописку в Нижнем Новгороде) умерла жена, не имевшая прописки, из-за этого не было выдано свидетельство о ее смерти. Браки не имеющих местной прописки не регистрируются.

К сожалению, мы не знаем, сколько именно езидов, поселились в Нижегородской области после, а сколько — до даты вступления в силу Закона о “Гражданстве Российской Федерации” (6 февраля 1992 г.) и должны, соответственно, считаться гражданами РФ (поскольку они постоянно проживали на территории России на момент вступления в силу закона о гражданстве, были гражданами СССР и не отказывались от российского гражданства).

Четыре езидские семьи проживают в доме барачного типа, предоставленного Княгининской районной администрацией; документы, подтверждающие законность проживания, имеются. Восемь семей живут в бывшем общежитии совхоза “Возрождение” (это двухэтажное здание со сгнившими оконными рамами и полуразрушенной лестницей); документы – в порядке. Несколько человек занимают жилплощадь, предоставленной местными жителями в безвозмездное пользование, что тоже документально оформлено. В 1997 году гражданка Озманян приобрела в собственность дом. Государственный нотариус отказал в регистрации сделки, аргументируя это необходимостью прежде “обратиться в паспортный стол”.

Курды-езиды добиваются регистрации по месту жительства с 1995 года. Общение с паспортно-визовой службой (ПВС) у курдов проходило в устной форме, никаких бумаг у них не брали и письменных отказов не выдавали. Первые письменные отказы были получены только в 1999 г., когда в районную ПВС было направлено письмо с уведомлением. В отказывают прописке под предлогом отсутствия в паспортах пометок о снятии с воинского учета по месту прежнего проживания. Прописке курдов сопротивляется ПВС Княгининского района (начальник РОВД подполковник милиции Ю.Н.Сахарнов, начальник ПВС — Н.Ю.Макаева); глава Княгининской районной администрации и руководители предприятий, где работают курды, ходатайствовали в ПВС об их прописке, но это не возымело действия. За “нарушения паспортного режима” езиды подвергаются регулярным штрафам. ПВС, кроме того, требует от них регистрироваться по месту пребывания с уплатой сбора в размере 5% минимального размера оплаты труда (что установлено законом Нижегородской области № 22-з); сбор в месяц составляет, таким образом, примерно 125 рублей. ПВС составляет протоколы об административном правонарушении не только на курдов (с семьи берут штраф в размере 760 рублей при заработке скотника 400-500 рублей), но и с их работодателей. Стоит отметить при этом, что подобные проблемы в этих районах возникают только у курдов, другие переселенцы с ними не сталкиваются

Происходящее означает систематическое нарушение действующего законодательства. Снятие с воинского учета по предыдущему месту жительства как условие регистрации по месту жительства не предусмотрено Законом РФ “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации” от 25.06.93 № 5242-1, федеральными “Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации” (Постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.95 в редакции Постановления Правительства РФ № 172 от 14.02.97) и Постановлением Правительства № 290 от 12.03.97, оно противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98. Кроме того, это предлог никак не может иметь отношение к невоеннообязанным женщинам, которым тоже отказывают в регистрации. Требование регистрации по месту пребывания в описанной ситуации не является правомерным, поскольку место пребывания не является местом жительства гражданина, а курды находятся по месту своего постоянного жительства. Сбор за регистрацию пребывания в размере 5% минимального размера оплаты труда (предусмотренный законом Нижегородской области №22-з) противоречит подпункту 1 п.7 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” от 09.12.91 № 2005-1 в редакции Федерального Закона от 31.12.95 № 226-ФЗ (в соответствии с которым сбор за регистрацию составляет 1% МРОТ). Запрет трудоустройства в связи с отсутствием регистрации по месту жительства вступает в противоречие с Кодексом законов о труде РСФСР и со ст.3 Закона РФ “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации”.

Представлять интересы курдской общины в суде взялся председатель Нижегородского общества прав человека Сергей Шимоволос. Процесс затягивается: в мае суд не признал С.Шимоволоса в качестве представителя истцов из-за отсутствия нотариально оформленной доверенности; заседание 9 июня было перенесено под предлогом необходимости присутствия переводчика для курдов. Между тем, их положение в ближайшее время может серьезно ухудшиться: несколько семей могут выселить из общежития АО “Правда”; начальница ПВС Княгиниского района заявила, что если курды проиграют процесс, то они будут депортированы.

Следует отметить, что проблема курдов-езидов в Нижегородской области, к сожалению, не уникальна. Некоторые группы граждан бывшего СССР, которые вынужденно прибыли на территорию России до распада Советского Союза, не получили из-за произвольного отказа региональных властей прописки (регистрации по месту жительства) и в силу этого вопреки закону не признаются властями в качестве граждан РФ. В подавляющем большинстве относятся к национальным меньшинствам. Это месхетинские турки, вынужденно переселившихся из Узбекистана в 1989-1990 гг. на территорию Краснодарского края и Кабардино-Балкарской Республики; это часть курдов из Армении и Азербайджана, искавших убежища в России в 1988-1991 гг.; часть армян, бежавших из Азербайджана в 1988-1990 гг. и другие. Непризнание гражданства служит во многих случаях вопреки Конституции и федеральному законодательству предлогом для ограничения прав, в частности, для отказов в регистрации по месту жительства (особенно в Краснодарском и Ставропольском краях). Практика регистрации по месту жительства остается весьма далекой от конституционных норм и положений Закона “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации”, подзаконные акты и региональные законы вводят новые, не предусмотренные федеральным законодательством требования и ограничения для регистрации по месту жительства. Постановления Конституционного Суда о неконституционности разрешительного характера регистрации и неправомерности введения новых требований, не предусмотренных федеральным законом, систематически игнорируются. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР до сих пор не приведен в соответствие с новыми реалиями, и в нем остаются такие составы правонарушения, как проживание без прописки и прием на работу без прописки. Сложная, допускающая множество запретов и ограничений система дает, однако, исполнителям определенный простор для толкования, и зачастую применяется избирательно. Жертвами дискриминации становятся прежде всего беженцы и национальные меньшинства. На протяжении последних лет обнаруживаются все новые и новые этнические группы, которые из-за произвола местных или региональных властей остаются без прописки, становятся де-факто лицами без гражданства (нередко будучи де-юре гражданами РФ) и подвергаются преследованиям. Информация об этих группах очень важна, и я хотел бы обратиться к читателям с призывом сообщать в ПЦ “Мемориал” любые сведения о любых группах мигрантов — бывших граждан СССР (прежде всего тех, кто прибыл на территорию РФ до распада Советского Союза), которые не получили регистрации по месту жительства (прописки).

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »