Ишхан МИРО

Кочак ИСМАИЛ : Мы все Братья по Крови и по Духу

Image

Лалеш

Столетиями складывалось так, что ради сохранения своей самобытной религии многие курды-езиды вынуждены были покидать родные края и искать пристанища далеко за пределами страны. Длительная разлука с Родиной оставила свой след не только на всей жизни и мировоззрении курдов-езидов, но и внесла существенные изменения в их вероучения. К сожалению, ни для кого не секрет, что многие наши современники забывают трагические и в то же время героические страницы истории своего народа и древнейшей религии. Мы не только перестали соблюдать наши вековые обычаи и традиции, но и не можем ответить на вопрос: «Кто мы, и что такое езидизм?» Недавно в редакции побывал представитель высшего езидского духовенства из Лалеша кочак Исмаил. Предлагаем вниманию читателей интервью с нашим гостем.

Многоуважаемый кочак Исмаил, мы рады приветствовать Вас в стенах Курдского дома. Пожалуйста, расскажите о себе нашим читателям.

Я происхожу из рода миров. Как известно, миры делятся на четыре рода шейхов. Мы из древнего рода Ади, который сейчас именуется Шамсани. Согласно имеющимся у нас данным, история переселения курдов-езидов началась несколько тысяч лет назад. Наши предки переселились в Южный Курдистан с севера. Зардашт (Заратустра) сам был езидом. Он явился, чтобы оживить и дать новые силы древней религии езидов, существующей и сохраняющей свое значение в наши дни. Спустя столетия из Ливана, из города Баальбека, пришел Шейх Ади также существенно реформировавший езидизм.

Что входит в Ваши обязанности как служителя святого Лалеша?

Я являюсь кочаком, прислужником рода Фахрадинов. Мы не связаны с политикой. В Лалеше нас, кочаков, насчитывается 10-12 человек. Помимо выполнения своих обязанностей как священнослужителей, мы читаем молитвы и исцеляем больных. Сам я с 14-ти лет служу Лалешу и здесь же я получил свой головной убор, символизирующий священную власть. На нашей Родине мы лечим людей, добиваемся успехов в этом благородном деле и надеемся, что так будет продолжаться и впредь.

Сколько курдов-езидов проживает в настоящее время в Ираке и насколько серьезной проблемой для них является миграция?

Одно время называлась цифра 550 тысяч,но сейчас, по нашим данным, 850 тысяч человек. К сожалению, эта проблема коснулась и нас. Миграция связана не только с политическими, но и с экономическими проблемами, которые являются результатом нестабильности в стране. В основном люди уезжают в западноевропейские страны.

Какие наиболее важные места поклонения курдов-езидов Вы могли бы назвать?

Важнейшей святыней езидов является Лалеш. Лалеш как святыня Шейха Ади является достоянием всего человечества. Раньше материальную помощь Лалешу оказывали курды-езиды из Сирии, Турции и Армении. Сейчас все заботы о Лалеше легли на плечи предстоятеля езидизма, Мира Езидхана, постоянно пребывающего в Лалеше. В течение последних семидесяти лет Лалеш находится под опекой духовного руководителя всех езидов Тахсин-бека. Второе священное для курдов-езидов место это Шангал, район, в который входят 40 сел. В Шангале паломники омывают свое лицо, становятся лицом к восходу, надевают белые одежды и произносят молитву. Вечером молитва обращена уже к заходящему солнцу.

Как Вы расцениваете точку зрения тех, кто утверждает, что езиды не курды по происхождению?

Я хочу спросить тех, кто так считает: «На каком языке вы говорите?» Как известно, родным языком для всех нас с древнейших времен является курдский. Величайшая святыня курдов-езидов, Лалеш, находится в Курдистане, и мы все курды по национальности. Наши молитвы звучат на курдском языке, и в одной из них говорится:

Весть пошлите в Курдистан,

Усиливайте веру,

укрепляйте ее…

Тот езид, который не принимает эту молитву, отвергая каноны езидизма, совершает тем самым грех. Каждый курд имеет право сказать, что не является сторонником той или иной политической партии. Но религия дается человеку от рождения, от Бога. Езида, который не осознает себя курдом, можно сравнить с телом без души. Мы не поддерживаем деятельность тех, кто сеет раздор среди курдов, так как все это наносит ущерб национальному единству. Подобное недопустимо для истинно верующего езида. Если мы соглашаемся, что мы не курды, то это оказывается на руку тем, кто стремится к полной ассимиляции нашего народа и исчезновению его как нации.

Как известно, под давлением исторических обстоятельств многие курды вынуждены были, отказавшись от своей исконной религии езидизма, принять иную веру. Могут ли они вернуться к религии своих предков?

Такое решение может принять только Мир езидов Тахсин-бек, являющийся предстоятелем езидизма. Любой из вас может обратиться в его резиденцию в Лалеше и получить ответы на свои вопросы.

Наш вопрос относится к институту шейхов бске (крестный отец) и бре ахрете (духовный брат). Если они не выполняют свой долг, не совершают положенные обряды, можем ли мы обратиться к другим?

Воспитание и укрепление в вере это очень серьезный вопрос. Здесь необходимо личное присутствие, а не беседы по телефону, Мрид должен посетить шейхов, получить их согласие и только по прошествии семи лет найти себе иных наставников. Если шейх или пир не придерживаются канонов езидизма, то они совершают великий грех, и вы имеете право отказаться от них. В этом случае они останутся не удел и будут вынуждены сами отречься от сана священнослужителя.

В каком году была создана святыня Лалеш?

Лалеш древнейшая святыня. По преданию, во времена Отца Шамса стены Лалеша были разрушены, и воссоздавались заново, скрепляясь молоком газели.

Молитва гласит:

мире еще не существовало

Ни Земли, ни Неба, ни Лалеша.

Сердце мое нуждалось В великой любви.

До Адама, до Евы, до Мариам Был Лалеш.

Что Вы хотели бы сказать о национальном единстве, и что необходимо для его укрепления?

В первую очередь я приветствую курдов-езидов, проживающих в Армении. Им удалось сохранить чистоту нашей веры. Человек, который сознает свою принадлежность к курдскому народу, рано или поздно придет к пониманию важности национального самосознания. Трудно говорить о каком-либо единстве, если мы не будем любить друг друга и помогать друг другу. К счастью, сегодня у нашего народа есть сила, организованность и уверенность в своем будущем.

В езидских молитвах есть строки:

«О Боже, сначала дай счастье и благо Семидесяти двум народам, А потом нам, езидам».

Скажите, пожалуйста, как следует понимать эти слова?

Более точно это следовало бы перевести так; «Боже, ты прими под свое покровительство и нас вместе с семидесятью двумя народами». Безусловно, это отсутствие противопоставления себя иным национальностям имеет огромное положительное значение.

Израил, Джебраил, Микаил и другие являются ангелами Малак Тауса (ангела-павлина), который находится у правого плеча человека. Справедливость и свет Великого Бога отражены в сиянии. Странствуя по миру, дух Отца Шамса (Солнца) воплотился в Шамсани. Когда человека озаряет божественный свет, человек этот сливается с самим Богом. Шамсани был бедным, и Бог внес свет в его душу. Шейх Ади был родом из Джуламерга. Отцу Шейха Ади приснился сон: во сне ему было велено поехать в святыню Лалеш, и Бог пошлет ему сына. Божественный голос возвестил: «По всему миру разнесется весть, что этот мальчик послан тебе самим Богом». Отец Шейха Ади рассказал об этом жене, но она возражала и говорила, что, уехав, он вернется лишь через три-четыре года, и люди, считая, что муж покинул жену, станут подозревать ее в совершении постыдного поступка. Она просила мужа подняться на крышу дома, чтобы все могли видеть присутствие в доме главы семьи. Сияние Бога коснулось его, и таким образом пришел в мир этот ребенок, чтобы принести людям справедливость и доброту, создав Мидийскую империю. Шейх Ади был курдом, ибо будучи арабом, он после паломничества в Лалеш обязательно вернулся бы к арабам, а не в Курдистан, к курдам…

Несколько лет назад из Лалеша в Грузию приехал шейх, который утверждал, что езиды — это арабы, поскольку одеваются, как арабы, и в их молитвах много арабских слов. Насколько это мнение соответствует истине?

Этот человек был послан Саддамом Хусейном. В их намерения входила организация антикурдской пропаганды среди курдов-езидов. Таких людей не следует слушать и нельзя им верить. Те курды-езиды, которые живут рядом с арабами, боясь за свою жизнь, вынуждены одеваться как арабы и давать своим детям их имена. Вот почему в езидских молитвах встречаются арабские слова. Только на этих условиях езидам было разрешено сохранять и исповедовать свою религию. Но арабские слова постепенно исчезают из курдских молитв.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня всех курдов, независимо от их вероисповедания, объединяет национальная идеология. Мы представители одной нации, одного народа, и наш общий дом Курдистан.

Ишхан МИРО газета СВАБОДНЫИ КУРДИСТАН Декабрь 2002 г.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »