Юрий Набиев

Курдистан и Запад

Отношения западных стран и их союзников к курдской проблеме — это обширная тема, которую невозможно в полной мере рассмотреть в газетной статье. Я хотел бы поделиться с читателями лишь некоторыми рассуждениями на эту тему, навеянными событиями последних лет в курдском движении. Для курдов этот вопрос очень важен, так как борьба курдов за свои права сильно зависит от внешних факторов и не в последнюю очередь от позиции США и их европейских союзников.

Позиция Запада в курдском вопросе в целом определяется интересами западных государств в ближневосточном регионе, которые основываются на:

— географическом положении Курдистана, его богатых природных ресурсах (прежде всего нефть и вода), существующих и планируемых транспортных коммуникациях и т.д.

отношение к курдам и их борьбе рассматривается через призму отношений США и Европы со странами региона (Турцией, Ираном, Ираком и Сирией), а также через призму соперничества с Россией.

— принимается во внимание готовность самих курдов к сотрудничеству с Западом, их политическая и идеологическая платформа организационная сила.

Надо отметить, что США и многие ведущие страны Европы имеют большие экономические интересы в странах, разделивших Курдистан, и это, естественно, влияет на их позицию в курдском вопросе. Запад не рассматривает курдскую проблему как целостную проблему почти 40-миллионного народа, ведущего борьбу за свои права. Для современной международной политики существует внутренний курдский вопрос по отдельности в Турции, Иране, Ираке и Сирии.

Поэтому у Запада (и не только у Запада) различные отношения к курдской проблеме в каждой из стран региона и оно зависит от уровня развития взаимоотношений западных стран к той или иной страной, разделившей Курдистан. Так, например, одно дело курдская проблема в Турции, которая является членом НАТО и ближайшим союзником Запада, и другое дело — курдский вопрос в Ираке, где у власти находится «ярый враг западной цивилизации» Саддам Хусейн.

В отношении Турции Запад в лучшем случае ограничивается декларированным осуждением турецких властей за нарушение прав человека и национальных меньшинств, а в отношении режима Саддама Хусейна дело доходит до силового воздействия. На такой подход к курдам со стороны Запада не стоит обижаться. Это объективная позиция, которая основывается на реальном положении дел в современной международной политике. Такому положению дел во многом способствует и отсутствие единства в самом курдском национальном движении, несогласованность и вражда между политическими организациями в отдельных частях Курдистана, отсутствие общенациональных структур, выражающих интересы курдской нации на международной арене.

В последнее время на Западе получает распространение и признание восходящая к традициям европейского Просвещения идея универсальной ценности прав человека. Все более отчетливым становится стремление стран Европейского сообщества и США следовать в своей практической политике принципам защиты прав человека. Такой подход наглядно продемонстрирован на событиях в Косово, Чечне, Южном Курдистане.

В этой связи уместно привести мнение экспертов Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), которые считают, что причиной войн будущего станет не желание отдельных государств доминировать на мировой арене, а тотальное нарушение прав человека и преследование национальных меньшинств, то есть так называемые этнические чистки. Мировое сообщество больше не будет мириться с такими действиями в отдельных странах, при этом может пострадать и право этих государств на суверенитет. Как мне представляется, в рамках этой, безусловно, гуманистической концепции курдская проблема является как бы лакмусовой бумажкой, которая может проявить истинные намерения государств объединенной Европы и США на практике отстаивать принципы нравственности и справедливости, к числу которых относятся и права человека.

Идеи защиты прав человека, которые сегодня доминируют в общественном мнениии западных стран, открывают для курдов новые возможности в отстаивании своих национальных прав. Задача заключается в том, чтобы курды в лице своих политических организаций правильно воспользовались открывающимися новыми возможностями.

Когда мы говорим об отношении Запада к курдам, мы не должны забывать и об отношении самих курдов к Западу. Оно также неоднозначно. Разные курдские политические партии по-разному видят роль западных стран в решении курдской проблемы. К сожалению, в курдском движении есть силы, которые рассматривают США и Запад как заклятых врагов курдского народа. Их отношение во многом носит идеологизированный, эмоциональный характер. Он не имеет ничего общего с подлинными интересами курдов. На мой взгляд, недопустимо рассматривать США и Запад как врагов курдского народа, ссылаясь на их сотрудничество с государствами, разделившими Курдистан. Это недальновидная и даже антикурдская позиция, ведь нельзя одновременно ругать Запад и требовать от него поддержки.

Антизападные и антисионистские настроения среди части курдов восходят к временам конфронтации двух мировых систем — социалистической и капиталистической. Курды оказались весьма чувствительными к коммунистическим идеям. Не случайно в Сирии и Ираке были самые влиятельные компартии в регионе, которые возглавляли курды Халед Багдаш и Азиз Мухаммад. В целом негативное отношение части курдов к Западу отражалось и на, честно сказать, необъяснимом отношении курдов к Израилю. Курдский антисиметизм вообще парадоксален.

В условиях противостояния Израиля с арабскими странами, которые в свою очередь жестоко подавляли любое проявление курдского национализма, некоторые курдские лидеры, дабы не обидеть своих «арабских братьев», занимали резкую антиизраильскую позицию. Согласитесь, что такое положение необъяснимо ни с точки зрения здравого смысла, ни, тем более, с точки зрения интересов курдского населения. Я далек от мысли идеализировать Запад в курдском вопросе. Они, в конце концов, действуют, прежде всего, в собственных интересах.

Но во многом и сами курды виноваты в нынешнем, не всегда благоприятном отношении Запада к их проблемам. Поэтому весьма актуальной сегодня стала задача трезвого анализа и пересмотра политики курдов к Западу и вообще к внешнему миру (в том числе и к России) в соответствии с новыми реалиями современного мироустройства. Надо констатировать неприятный для курдов факт, что у них отсутствует единая консолидированная позиция по внешним вопросам. Справедливости ради надо сказать, что в условиях разделенности Курдистана очень трудно сформировать единый подход к внешнеполитическим вопросам. В каждой части Курдистана политические организации вынуждены вырабатывать внешнюю политику исходя из реальных условий «своей» части Курдистана.

Некоторые курды, их политические организации пытаются противопоставлять позиции Запада и России в курдском вопросе. Они постоянно призывают и приглашают Россию использовать курдов в ее соперничестве с империалистическим Западом и Турцией. Раздаются также жалобы и обиды, что Россия, вопреки своим национальным интересам, не уделяет достаточного внимания курдской проблеме. На самом деле Россия неоднократно и небезуспешно разыгрывала курдскую карту в своей политике на Ближнем Востоке, в своих отношениях со странами этого региона.

Об этом свидетельствует новейшая история курдов от Мустафы Барзани до недавней истории с Абдуллой Оджаланом. Опыт взаимоотношений России с курдами наглядно демонстрирует, что россия именно использует курдов для решения своих собственных проблем во взаимоотношениях со странами проживания курдов. Курды постоянно становятся разменной монетой в сложных отношениях России со странами региона. При этом всегда курды остаются в проигрыше, становясь жертвами межгосударственных отношений России с Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Отношения с этими странами для России более приоритетны, чем судьба курдского народа. Об этом я пишу не потому, чтобы предъявлять какие-то претензии России или обвинять ее. Такая ситуация вообще характерна для современных международных отношений, которые не отличаются категориями нравственности и справедливости. Заострением внимания на этом вопросе я хотел бы подчеркнуть недостаточную политическую зрелость некоторых курдских организаций и их лидеров во взаимоотношениях с другими государствами.

Поэтому курды должны понять, что не надо предлагать России, США или Европе использовать их для решения каких-либо проблем на Ближнем Востоке. Вопрос заключается в том, чтобы великие державы, имеющие действительно большие возможности влиять на страны, разделившие и угнетающие курдов, способствовали решению курдской проблемы. Проблема курдского народа должна стать самостоятельной проблемой современной международной жизни. Давно пора рассматривать курдскую проблему не как эффективный инструмент давления на Турцию, Иран, Ирак и Сирию, а как крупнейшую проблему выживания одного из древнейших этносов на нашей планете.

В заключение надо отметить, что Запад рассматривает проблему курдов как органическую часть более широкой проблемы Ближневосточного региона. Не вдаваясь в известные постулаты об интересах западных стран, связанных с нефтью и ее транспортировкой, скажу лишь, что, безусловно, он не заинтересован в коренной дестабилизации обстановки в этом стратегически важной районе, даже в угоду справедливого решения курдского вопроса. З.Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» прямо заявляет, что США не заинтересованы в дестабилизации обстановки даже в Иране, который, как известно, проводит резкую антиамериканскую политику. Из этого следует, что решение курдской проблемы может носить поэтапный и эволюционный характер.

Юрий Набиев

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »