Религия езидов

Мы — Езиды

ImageЕзидизм как религиозный фактор, обусловивший не только этническое сознание и самоназвание части курдов, но и обусловивший их обособленность от своего многомиллионного народа, сослужил не лучшую службу самому себе. Историческая необходимость, вынуждающая курдов — езидов на протяжении многих веков сражаться за веру не только силой оружия, но и тем, что тщательно оберегались от «неверных» все атрибуты, с нею связанные, привели к тому,что сегодня можно ставить вопрос о занесении этой религии в Красную книгу человечества.

Парадоксальная ситуация: религия, которая несет в себе до библейские представления о сотворении мира и вселенной, священные песнопения и молитвы которой могут дать сведения из области астрономии, астрологии, математики и других знаний, известных древнему человеку, практически не имеет своей историографии. И курды — езмды, в том числе и живущие в Грузии, в массе своей мало знакомы даже с основными постулатами своей религиозной философии.

Исторически, к сожалению, сложилось так, что езиды имеют практически бесписьменную религию (существуют две священные книги езидов — «Книга откровений» и «Черная книги», написанные особым шрифтом, но не получившие всеобщего распространения), которая, к тому же, тщательно оберегалась духовенством — шейхами и пирами — не только от иноверцев, но и, скажем, считалось греховным чтение молитв езидом — мюри — дом (мирянином).

Езиды чтят свою веру как словесную традицию. Единственное культовое сооружение, которое почитают курды — езиды во всем мире и куда каждый правоверный езид должен хоть раз в жизни совершить хадж (паломничество) — в Южном Курдистане (Ираке), куда путь был во все времена довольно тяжелым. Кстати, недавно езиды, живущие в Грузии, имели возможность познакомиться со своей главной святыней благодаря телевидению — в одном из сюжетов передачи «Глобус».
Комментировал сюжет востоковед, председатель Общества курдских граждан Республики Грузия Карим Анкоси, который оказал большую консультативную помощь и при подготовке этого материала.

По мнению большинства ученых, езидизм — исконно курдская религия, которую исповедовало большинство курдов до насильственного принятия ими ислама. Часть ученых не без основания считает религию езидов синкретичной, зиждящейся на Вавилона иранских древнейших представлениях астрального характера (обожествление Солнца, Луны и других планет), и связанного с ним дуализма — идей о вечной борьбе божественных сил, олицетворяющих свет и тьму.

Отсюда же идут и неверное представления о том, что езиды поклонялись злой силе в образе павлина, о чем писали многие путешественники, побывавшие на Востоке. Его медные изображения хранятся в храме шейха Ади в Лалише — религиозном центре — езидов.

Перед тем как мы подробнее остановимся на основных религиозных праздниках езидов, расскажу, вкратце, о сути верований езидизма. Езиды верят в единого бога — Ходе Шихаде, к которому как они считают, каждый народ обращается на своем языке. Существует главное божество — Шамс — Солнце и пантеон богов, входящих в «небесный совет мужей».

Помимо этого, существуют высшие силы, покровительствующие овцеводству и земледелию, богиня — защитница материнства, бог семейного очага и другие, восходящие к очень древним верованиям многих народов.
Что примечательно — религия езидов, единственная из существующих в мире, которая благословляет прежде чужую веру и чужой народ (по древним представлениям о 72 народах, населяющих землю), а потом уже свое вероучение и свой народ.

Езидизм никогда не возвышал себя над другими религиями, что было одновременно его силой и слабостью — он не смог сохранить многих из своих учеников, легко переходящих в другую веру.И вместе с тем обладал весьма суровыми религиозными догматами: езидов, например, нельзя стать, им надо родиться от матери и отца езида.

Очень строги религиозно — брачные запреты, в том числе внутри кастовые (запрещены как браки с иноверцами, так и между мирянами и духовенством). Помимо того, что каждый езид имеет своего духовного руководителя — и шейха, и пира — он должен иметь своего брата в загробной жизни, который является его ходатаем перед Богом, молящимся о его душе. Это — один из главных заповедей езидизма, хотя в целом, как считают многие ученые, езиды имеют весьма смутное представление о загробной жизни.

Любопытно, что среди заповедей езидазма, схожих, в чем-то с христианскими (не убей, не укради и др.), есть, например, и такая — нельзя осквернять землю и воздух. Богом данные. Езиды ощущали себя частью Вселенной, космоса, были прекрасными астрологами. К сожалению, как я уже говорила, о философской религиозной доктрине езидизма мы знаем сегодня очень мало.

Часть этого уникального материала, фрагментарно дошедшего до нас в виде религиозных песнопений и отрывков из мифологических поэм — кавлов и байтов — передаются из поколения в поколение в виде устных преданий, обрастая с веками неточностями, искажаясь и подвергаясь влиянию других религий.

Главный религиозным праздник езидов связан с культом Езида (происходит, видимо, от иранского слова «езид», что значит «бог»). Существуют мифические сказания о некоем праотце всех езидов, которого также отождествляют с халифом Езидом, либо султаном Езидом — предводителем курдов — езидов.

Возможно, это было реальное историческое лицо. Интересно, что все молитвы езидов заканчиваются призывом — пожеланием победы «Красному Езиду», в чем некоторые исследователи находят связь с культом Бока — Солнца, произошла в мусульманской среде.

По представлениям езидов, в загробной жизни их душа должна быть неотделима от души праотца, поэтому в качестве верности ему в канун праздника Езида соблюдается трехдневный пост, который необходимо держать ежегодно в середине декабря, а праздник приходится обязательно на пятницу — священный день для езидов.

С утра пораньше готовятся угощения, которые будут выставлены на стол, чтобы встретить гостя, переступившего этот день порог дома, и обязательно для духовника — шейха или пира. Готовились традиционные блюда курдской кухни, преимущественно из зерновых, а также молочных продуктов и мясо.

Единственно запретными являются свинина, мясо петуха и капуста. В городских условиях в последнее время праздник этот принимает все более локально — семейный характер, люди все меньше общаются друг с другом.Традиционно же в этот праздник включалась, скажем, вся деревня. Соседи обходили друг друга, а потом собирались либо у священнослужителя, либо в специальном помещении, которое называлось ода и обычно находилось в ведении управляющего селом.

Во всех случаях главным действующим лицом праздника было лицо духовное, который благословлял как хозяина дома, так и все село. К сожалению, более детальных и достоверных сведений по истории этого праздника нет, как и представлений о самом Езиде. Единственное, во что свято верят курды — езиды, что настанет день, когда воскреснет из мертвых «Красный Езид» и явится в мир, чтобы распространить по всему веру езидскую.

Следующим, самым почитаемым среди курдов — езидов праздником, является праздник, в просторечии называемый Хдр — Наби — день двух святых Хдра и Айлаза, культ которых близок культу св.Георгия или св.Саркиса, а также культу Ильи Пророка. По представлениям езидов Хдр — Наби, восседающий на белом коне, принесет мир и счастье, благосостояние и добро очагу.

Праздник встречали во второй половине февраля, по — видимому, от ассоциировался с приходом весны. ожиданием нового года, который у курдов, как и многих восточных народов, начинается именно весной. Праздник Хдр — Наби был одним из самых веселых праздников. Говорю был, поэтому что в жизни современных курдов — езидов (не исключение, конечно, и курды Грузии) он утратил многие красочные ритуалы.

Например, многие курды — горожане никогда не сталкивались с ритуалом ряженых — коса гальды — которые вечером, в канун праздника устраивали веселое театрализованное шествие,врываясь в дома с песнями и плясками, требуя у хозяев подарков и угощения.

Веселье продолжалось допоздна, ряженые переходили из дома в дом, и скоро все село вовлекалось в этот празднество.На следующее утро наступал черед детское шествия по селу — долиданг. В нем принимали участие вся сельская ребятня,с удовольствием угощаясь лакомствами, на которые не скупились хозяйки, и получая желанные подарки. И вновь накрылось праздничные столы, а духовенство благословляло всех и каждого в отдельности.

И относительно исторических сведений о празднике Хдр-Наби можно сказать, к сожалению очень мало. Есть версии, что Хдр и Айлаз были реальными лицами, по легенде — одними из воинов Александра Македонского. Существует предание о серии подвигов, которые они совершили и были канонизированы. Но сведения эти, как и большинство устных преданий езидизма, противоречивы и не подтверждаются письменными источниками. Тем не менее, это — один их самых широко отмечаемых езидами праздников.

В отличие, скажем, от праздника Шехале Шамса, который отмечается каждое лето, в августе месяце, в религиозном центре — Лалише. Праздник, как считают ученые, связан с культом Бога — Солнца, и восходит к зороастрийским верованиям езодов. В ходе религиозной процессии совершается ряд интересных ритуалов с огнем, который, по представлениям курдов — езидов, является проявлением Бога — Солнца. Говоря об этой езидской святыне — лалише, нельзя не упомянуть и о феномене шейха Ади, чья могила находится в этом храме.

Как и все, что связано со святыми для езидов понятиями, покрыта флером тайн и личность этого, судя по всему, исторического лица. Существует определенный фольклорный материал, повествующих о его происхождении и земных странствиях. Как считает большинство езидов, шейх Ади является организатором общественного устройства и уклада их жизни, им же установлены, как духовенства, так и мирян.

Важным религиозным праздником у езидов, как и у многих других народов, считается День поминовения мертвых, который также отмечается летом, в первой половине июня. Езиды, как и многие на Востоке, легко воспринимают смерть, считая ее проявлением Божьей воли. Горько и чрезмерно оплакивать отошедшего в иной мир не следует. Хоронить мертвого надо было до захода солнца. Носить глубокий траур женщина не должна — достаточно было повязать голову черным платком. Присутствие духовника, который обмывает и отпевает умершего, считается главным обрядовым ритуалом. В день поминовения мертвых обязательно посещение кладбища.

И, наконец, важное место в ряду религиозно — бытовых празднеств курдов — езидов занимает праздник Нового года, о котором мы уже немного говорили. В принципе, он не несет религиозной окраски, являясь любимым праздником каждой семьи. Отмечается он обычно в середине марта, чуть раньше того времени, когда мусульмане, в том числе и курды, отмечают более известный Новруз — праздник нового дня. Курды — езиды праздник Нового года еще называют праздником новогоднего каравая.

Вечером, накануне Нового года, хозяйка дома печет традиционный каравай, куда запекают небольшую бусинку. На следующий день рано утром мужчина семьи — должен разрезать каравай, причем, каждая его доля предназначалась одному из божеств, представляющих езидов пантеон. Любопытно, что многие езиды предпочитают, чтобы бусинка — «попалась» божеству очага — тогда уж наверняка повезет в наступившем году всей семьи.

Езидизм, сохранившийся почти в первоначальном виде, явился самым верным средством самосохранения в среде более сильных в религиозном, экономическом и культурном, экономическом и культурном отношении соседей. Налаживая сегодня мосты со своими соплеменниками во всем мире, курды — езиды серьезно озабочены почти полностью утраченными религиозными связями. Древнейшая, реликтовая религия не имеет своих исследователей, на грани исчезновения многие из сохранившихся обрядов. Духовенство теряет в результате этого свое место и влияние. Но езидизм, как уникальная страница истории религии, должен имеет не только прошлое, но и будущее.

Натела Халатян
Курдский журналист, окончила факультет журналистики Тбилисского государственного университета, работала в газетах «Молодежь Грузии», «Новая газета», сейчас живет и работает в США.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »