О нас

В Нижегородской области проживает небольшая община курдов — езидов

В Нижегородской области проживает небольшая община курдов — езидов. Свои прежние места жительства — территории Армении и Нагорного Карабаха — эти люди покинули в годы вооружённого армяно-азербайджанского противостояния и экономической разрухи.

Из Нагорного Карабаха курды-езиды уезжали вместе с армянами, азербайджанцами, спасаясь от бессмысленной войны. Армению курды-езиды покидали уже больше по экономическим причинам. Алмаз Чолоян вместе со своей семьёй приехала в Нижней Новгород одной из первых.

Она родилась в Нагорном Карабахе, но часто бывала в Армении. В Нижнем Новгороде Алмаз Чолоян возглавила общественный Центр помощи мигрантам, пытаясь оказать посильную помощь своим землякам. С ней беседует наш корреспондент Олег Родин.

Олег Родин: Алмаз Чолоян по национальности из курдов-езидов. Как она пояснила, езиды — это часть курдов, которые не приняли ислам, даже несмотря на принуждении со стороны мусульман. Она жила в Нагорном Карабахе с рождения до 17 лет, и среди армян у нее было множество друзей.

Алмаз Чолоян: На территории республики Армения мы не чувствовали никаких унижений. Курдянка свободно одевалась в своих традициях, они ходили свободно в Армении в своих одеждах традиционных и свадьбы играли по-своему, и дружба была между армянами. Республика Армения в бывшем СССР — единственное государство было, которое позволяло курдам в каждой деревне, даже в самом Ереване, по всей республике вести урок курдского языка. В Армении я выросла среди армян, мои близкие друзья, можно сказать, роднее для меня были армяне, чем езиды.

Олег Родин: Алмаз потеряла в карабахской войне своих родственников и уехала в Россию, где в начале 90-х годов оказалось возможным найти пристанище в Нижнем Новгороде.

Алмаз Чолоян: Потеряла брата, потеряла своего дядю в Карабахе. Будто виноваты были армяне. Когда печаль на душе, уже не видится, кто виноват, для тебя были все виноваты. Именно тогда в каждой деревне по часам возили не один десяток гробов и там лежали молодые, именно тогда мы покинули. Приехали, тут тоже трудности были. Нам повезло, в отличие от тех, кто сейчас приезжает в Россию. В России не было понятия — ты чужой, пришел ко мне домой. Не было как сейчас проблем с национальностью.

Олег Родин: Почему Нижний Новгород? Это был совершенно случайный выбор, оказавшийся довольно удачным. Прежде всего потому, что переселенцам уже помогли кавказцы, проживавшие в Нижнем Новгороде.

Алмаз Чолоян: Мы приехали, можно сказать, раздетые, не обутые. Мы приехали сюда в ноябре месяце. Мы не выбирали место, мы оказались просто так. Мы доехали до Армавира, из Армавира сели в какой-то поезд, доехали до Волгограда, там жили на вокзале несколько дней. Потом нам сказали, какой-то мужчина мужу сказал — езжайте в Нижний Новгород, там работа есть. Мы приехали в Нижний Новгород, на вокзале тоже остались. Потом начали искать нерусских, кого-нибудь из Армении или Азербайджана, с Кавказа. Потом встречали езидов. Два мужчины стояли около вокзала, нам дали адрес. Пожалели, накормили, взяли к себе домой. Мы не приехали именно целенаправленно, но, слава богу, что мы попали в красивый город.

Олег Родин: Оказалось, что здесь, как ив других регионах страны, между простыми людьми разных национальностей нет конфронтации, а есть взаимовыручка и даже дружба.

Алмаз Чолоян: Мало того, что мы общаемся, мы еще очень тесно дружим, встречаем совместно и наши праздники, и, например, езидские праздники. Приходят к нам и армяне, и азербайджанцы, и грузины. Так же мы к ним ходим. На любой кавказской свадьбе можем найти все кавказские национальности.

Олег Родин: Между переселенцами и оставшимися на Кавказе родственниками, друзьями и просто знакомыми поддерживается постоянная связь. Люди ездят друг к другу в гости, навещают кавказцев в Нижнем Новгороде, а живущие здесь бывают в прежних местах проживания.

Алмаз недавно была в Армении.

Алмаз Чолоян: Очень много езидов остались в Армении, в Грузии. Я была ровно Трир недели в Армении в ноябре месяце, я не чувствовала, что там какие-то конфликты есть. В Армении всем плохо, будь он армяном, будь он езидом. Нет работы нигде. Если где-то какая-то работа есть, у всех чиновников родня там.

Олег Родин: Алмаз Чолоян руководит нижегородским центром помощи мигрантам уже около десяти лет и говорит, что год от года ее работа встречает все большие трудности.

Алмаз Чолоян: К великому сожалению, год за годом труднее дается. Трудно становится с тем, что я не русская. Законы очень строго поставлены, хотя, смотря для кого этот закон действует. Напряженные проблемы с ксенофобией, с национализмом. День за днем становится больше проблем, больше нарушений и меньше возможностей. Куда ни стучи, везде закрыто.

Олег Кусов: Недавно в Нижнем Новгороде прошла конференция по правам переселенцев. На ней Алмаз Чалоян говорила о проблемах мигрантов из стран СНГ.

Алмаз Чолоян: Проблемы мигрантов связаны с трудоустройством, жилищные проблемы, социальные, образовательные, медицинские. У нас очень много нелегально трудоустроенных мигрантов. Нелегально, то есть нет договора, официально нигде не зарегистрированы. Работодатель может их использовать и через полгода, через три месяца их могут уволить без каких-то объяснений, и так же не оплачивается зарплата, даже полторы тысячи рублей. У такой категории людей нет никаких прав, нет прав на обучение бесплатное, нет прав на бесплатную медицинскую поддержку, нет прав на трудоустройство, нет прав на жилье.

Олег Кусов: Мигрантам из государств СНГ большую помощь на территории России оказывали международные гуманитарные организации. В последнее время эта помощь стала сокращаться. Курдам-езидам, армянам, азербайджанцам, грузинам, проживающим в российских городах, хорошо известно, что такое национальная нетерпимость и чиновничий произвол.

Алмаз Чолоян: Европейские фонды помогали, поддержку оказывали, они уходят из России. Мы никому не нужны. Департамент занятости городской нас не пускает. А когда услышат, очень часто, когда говорят, кто вас поддержит, узнают, что иностранные фонды, у них какое-то отношение. Тяжело. И тяжелее становится, потому что нет финансирования, и тяжелее становится решать проблемы, чем раньше было.

Олег Родин: В основном проблемы возникают при общении с чиновниками, когда есть необходимость помочь новым переселенцам.

Алмаз Чолоян: Основная проблема — это подача документов на временное проживание. Это очень тяжелый механизм. Восстановление документов на личность, восстановление документов потерянных. И вторая огромная проблема именно на почве национализма, ксенофобии.

Олег Родин: Да, и такая проблема стала возникать в нижегородском регионе, который еще недавно был известен отсутствием межнациональной розни. Опасаясь возможных конфликтов, которые возникают немало в Москве и других городах, некоторые владельцы кафе и ресторанов ограничивают присутствие в вечернее время лиц, имеющих признаки так называемой кавказской национальности.

Алмаз Чолоян: Почти во всех кафе ночных или казино запрещен вход лицам кавказской национальности. У нас ночные клубы, там вход кавказцам запрещен, на площади Свободы несколько кафе. То есть открыто администрация запрещает.

Олег Родин: Нижегородский регион издавна славился межрелигиозной и межнациональной терпимостью, и усугубляющиеся здесь проблемы мигрантов скорее всего отражают кризисные явления во всем российском обществе.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »