Предстоящие в мае нынешнего года президентские выборы в Турции могут стать еще одной проблемой для западного истеблишмента. Практически нет никаких сомнений, что новым турецким президентом станет Тайип Эрдоган – нынешний премьер-министр. Происламская Партия справедливости и развития, которую он возглавляет, занимает в парламенте Турции большинство мест, а по Конституции страны президента избирают депутаты, поэтому Т. Эрдогану, скорее всего, удастся сменить на нынешнего президента Ахмета Сезера, который пребывает на своем посту уже в течение семи лет.
Однако внутриполитическая ситуация у нашего южного соседа не так проста. Казалось бы, надежное положение партии власти позволяет смотреть в будущее страны с оптимизмом. Но существуют реальные проблемы, решить которые очень не просто, одна из которых на Западе, а другая на Востоке.
Первым камнем преткновения, о который постоянно спотыкаются турецкие политики – это взаимоотношения с Евросоюзом. Вся высшая турецкая элита настолько пропитана желанием стать частью Европы, что даже выработала определенный курс. Согласно ему, вступление в Евросоюз является первоочередной и основной задачей, для осуществления которой следует предпринять все возможные меры.
Однако условия, на которых ЕС может быть (а может и нет!) согласится принять Турцию в свои ряды, настолько нереальны для турецкого общества, что просто удивительно, до какой же степени надо погрузиться в евроиллюзии, чтобы не замечать очевидного факта – Европа никогда не пустит к себе сильную и не подчиняющуюся ее условиям страну, тем более такую развитую, особенно в экономическом плане, как Турция. А если сюда добавить еще и религиозный фактор, то можно со всей уверенностью сказать о том, что шансы на вступление в ЕС близки к нулевым.
Пожелания же ЕС весьма разнообразны и простираются практически на все сферы жизни турецкого общества. Причем реализуются они, конечно же, исподволь, постепенно набирая обороты. Ну, например, взять пресловутый кипрский вопрос – от Анкары требуют, чтобы она перестала поддерживать турецкую общину Северного Кипра, прибегая к самым различным ухищрениям.
Сейчас о сути проблемы, возникшей в середине 70-х годов прошлого века, мало, кто знает. В СМИ она освещается тенденциозно. У нас, кстати, тоже на эту тему не особо распространяются, постоянно приводя лишь один факт – турецкие войска оккупировали Северный Кипр. Правда, иногда добавляют, что сделали это под предлогом защиты турецкой общины.
Видите, как здорово умеют работать пропагандисты из числа журналистской братии. Стоит добавить всего два слова – «под предлогом» – и уже читателю задан определенный стандарт. А давайте попробуем прочитать текст без этих двух слов – получится, что турецкие войска прибыли на Кипр для защиты своих соплеменников. Остается только проверить, действительно ли существовала угроза в отношении турков на Кипре?
Все, кто более-менее знакомы с «темным пятном» в истории Греции, прекрасно осведомлены, что тогда к власти пришла военная хунта с весьма устрашающим названием – «черные полковники». Что творилось при них в самой Греции? Да, то же, что и обычно, когда к власти приходят подобные силы (вспомните для примера хотя бы Чили) – аресты, расстрелы и другие ужасы и кошмары, сопутствующие авторитарным военным диктатурам.
Наведя «железной» рукой «новый порядок» у себя в стране, они решили разобраться и с Кипром, где издревле (а разве свыше 500-т лет – это не издревле? – если нет, то кто тогда в Крыму издревле – славяне или тюрки?) проживали и соседствовали друг с другом местные жители: греки и турки. Естественно, что там тоже начались массовые погромы, инициированные фашиствующими молодчиками.
Так что же надо было делать руководству Турции – просто смотреть, как изгоняют твоих соплеменников из родного дома? Что, например, будет делать Россия, если вдруг где-нибудь в Прибалтике у власти встанут настоящие фашисты и начнут громить и депортировать русское население из страны?
Итак, кипрская проблема, которая ждет своего справедливого решения, является одним из тех камушков преткновения, через которые любому турецкому политику сложно пройти, не споткнувшись, особенно когда тебя необоснованно обвиняют во всех смертных грехах.
Еще одним подобным камушком, лежащим на Западе, является, так называемый, «армянский» вопрос. Точнее вопрос о признании Турцией «геноцида», который осуществили с точки зрения части историков турецкие войска в 1915 г.
Кавычки, в которые было поставлено слово «геноцид», отнюдь не случайны, но не думайте, что сейчас будет оспариваться эта трактовка тех печальных событиях. Хочу оставить это на обсуждение более разбирающихся в данной теме ученых, однако при этом отмечу, что объективности ради, следует рассматривать разные позиции, а не упрямо следовать заложенной программе.
Например, есть несколько вопросов, на которые тоже сложно будет ответить однозначно. Вот хотя бы на такой: «Являлись ли действия царской российской армии в отношении народов Кавказа «геноцидом?» Или такой: «Является ли оккупация Нагорного Карабаха Арменией с последующим изгнанием оттуда всех азербайджанцев действием, подпадающим под понятие «геноцид?» Как видите не все так однозначно.
Но вот, что очевидно, так это то, что закон, согласно которому подвергаются аресту те, кто публично не признает «геноцида» армян со стороны Турции, – явно не из демократических ценностей, к которым нас постоянно призывает западное сообщество. Это означает, что в любой стране можно принять подобного рода законы (например, в Эстонии или Латвии о «советской военной оккупации») и сажать в тюрьму всех, кто их посмеет публично оспаривать.
Помимо камней, лежащих на Западе, существуют и те, которые находятся на Востоке. Причем один из них настолько большой, что для того, чтобы его хоть как-то переступить, необходимо предпринять нечто неординарное. Хотя, возможно лучше было бы его просто обойти. Речь идет о соседнем Ираке, а именно о его северной части, где проживают представители трех крупных народов – арабы, туркмены и курды.
Вот уже на протяжении многих лет «курдский» вопрос является для Турции самым острым и сложным. Для того, чтобы в нем разобраться следует изучить самые разные мнения.
В мире же (так же как и у нас в России) распространены лишь те теории, которые выгодны западному сообществу. Признавая, что среди курдов есть организации экстремистского направления, тем не менее, большая часть политологов постоянно обвиняет всех турецких руководителей в притеснении и дискриминации курдского населения.
Не скажу, что турецкие власти всегда были этакими «мальчиками-паиньками», учитывая, что долгое время страна находилась в руках военных. Она, кстати, и сейчас еще находится в достаточно сильной зависимости от турецких генералов, для которых морально-нравственные ценности – лишь помеха.
Но самое интересное, что как раз они и являются сторонниками западной ориентации, и именно они стремятся во что бы то ни стало попасть в Евросоюз. Для этого генералы готовы практически на все, что касается религии, заявляя, что «Ислам лишь мешает турецкому обществу быть полноценными европейцами». Но вот на что они никогда не согласны, так это на создание независимого Курдистана.
По поводу курдского народа существует немало предубеждений, одним из которых является то, что их постоянно кто-то угнетает и притесняет. Чтобы снять эти предубеждения следует привести несколько интересных фактов, о которых многие знают, но никогда их не приводят.
Одним из таких фактов будет то, что большинство курдов исповедует Ислам. Курды-мусульмане компактно проживают не только в самой Турции, но и в Ираке, а также Иране. Во всех этих странах курды-мусульмане практически никогда не проявляли себя в качестве экстремистов и террористов, более того в самом Ираке курды-мусульмане активно воевали на стороне других мусульман против оккупации их страны.
Кто же тогда устраивает террористические акты и такие немыслимые для мусульман вещи, как самосожжение? Кто состоит в такой известной партии как РПК (Рабочая партия Курдистана)?
Тоже курды, но в основном отнюдь не мусульмане, а последователи древнего языческого культа, называемого йезидизм. Их верования тесно связаны с различными древними культами, присутствовавшими в большом количестве на данной территории в древние времена (выходцами из подобных культов были такие известные личности, как Бабек, Маздак аль-Муканна и другие).
Эти секты, основанные на доктринах древних религий, таких как зороастризм и манихейство, перемешанные к тому же с тайными темными культами, постоянно выступали против любой власти. Они могли обожествить любого своего предводителя и молиться ему как божеству.
При этом с одной стороны они проповедовали всеобщее равенство, но с другой – нещадно обрушивались на всех несогласных и инакомыслящих, не останавливаясь перед самыми жестокими акциями. Очень часто они использовали красный цвет, за что иногда назывались «краснознаменными» (в Турции они известны под названием «кызылбаши», т.е. «красные головы»).
Многие идеи и обряды, связанные с этими сектами, можно встретить и в других странах, например у нас в России. Если вспомнить 1917 г., то с удивлением обнаружишь, что такие вещи, как «кровавые знамена», коллективная собственность, массовый террор против инакомыслящих («кто не с нами, то против нас») и особенно «вечный огонь», до боли напоминает убеждения различных маздакитов, хуррамитов и др.
Конечно, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все курды-йезиды являются сектантами или, что еще хуже, террористами – это абсолютно не так. Дело в том, что большая часть простых людей лишь следует за своими вождями и современными жрецами, которых специально отбирают либо по наследственным, либо по умственным признакам.
Эта система известна с самых древних времен, и сохраняется поныне не только у йезидов, но и у других течений, например исмаилитов или друзов. У последних существуют даже специальные категории, называемые «джуххаль» и «уккаль». Первое слово происходит от такого арабского слова, как «джахиль», т.е. «невежественный», а второе – от слова «акыль», т.е. «разумеющий».
Нельзя также утверждать, что те проблемы, которые существуют сейчас у курдов, являются лишь результатом их собственных действий. Конечно, политика неисламской военной турецкой верхушки, также как и социалистического баасистского иракского режима, порой мало отличались от действий РПК. Но чтобы понять и объективно оценивать нынешнюю геополитическую ситуацию, необходимо не забывать и об идеологической составляющей тех или иных движений.
В общем, так называемый «курдский» вопрос на сегодняшний день стал, по мнению многих аналитиков, основным. Связано это с возможным развалом соседнего Ирака. Турецкие политики, а порой даже и генералы, уже в открытую говорят о том, что пока турки стремились в далекую Европу, они проспали то, что находится у них под боком.
В планах американцев дать иракскому Курдистану широкую автономию (а возможно даже и полную независимость). Если это произойдет, то тогда оправдаются все худшие ожидания, причем не только Турции, но и Ирана.
Ведь очевидно, что руководство РПК не остановится на достигнутом и захочет расширить свою территорию путем инициирования и раздувания военного конфликта в обоих государствах. Это будет происходить под прикрытием американских войск, которые, конечно же, останутся защищать своих «друзей», но не из дружеских побуждений, а по весьма банальной причине – именно на территории предполагаемого Курдистана расположены крупные запасы нефти и газа.
Однако на этой территории проживают не одни курды, там есть арабы, которым уже предлагают за деньги переселяться на юг Ирака!!! Проживают там еще туркмены – народ тюркского происхождения. Их уже сейчас вынуждают покидать свои дома.
Если раньше этого не происходило, в том числе и по причине пристального взгляда соседней Турции, то теперь осмелевшие руководители РПК в открытую заявляют о том, что не боятся вторжения турецкой армии. Ситуация уже накалилась до такой степени, что на границе Турции и Ирака в полной боевой готовности стоит многочисленная армейская группировка, готовая вступить в Ирак по первому приказу.
Не исключено, что если бы на месте Т. Эрдогана находился другой политик, то новый военный конфликт разгорелся бы уже давно. За вторжение выступают и военные, и националисты, и представители оппозиции. Но мудрый премьер-министр, понимая, что вторжение принесет неисчислимые проблемы (многочисленные жертвы, теракты в самой Турции, опасность изгнания иракских туркменов, ущерб экономике), не спешит с принятием столь ответственного решения.
Такова предвыборная обстановка в Турции – стране, занимающей одно из самых важных стратегических положений, стране, расположенной на стыке Европы и Азии. Во многом от турецкой политики зависит и экономическое положение в самой России – нефтепроводы и газопроводы, проходящие через Турцию, могут лишить Россию ее значимых козырей в виде газа и нефти.
Осознают ли это наши политики, понимают ли они, что в случае прихода к власти в Турции любых других сил геополитический расклад во всем этом регионе изменится явно не в пользу России?
Муслим Абдулхаков
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.