О нас

НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ АВТОРА ИЛИ ЗАКАЗНАЯ ПРОВОКАЦИЯ?

НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ АВТОРА ИЛИ ЗАКАЗНАЯ ПРОВОКАЦИЯ? 

Порой неизбежно начинаешь сомневаться в том, что у ряда авторов, берущихся писать на сложные международно-политические темы, достаточно первичных знаний о сути предмета разговора или дискуссии. Именно подобные ощущения охватывают, когда знакомишься на официальном сайте ИБВ — Института Ближнего Востока (до 2005 г. – Института изучения Ближнего Востока и Израиля) со статьей О.И.Жигалиной “Турецкие курды и геополитические изменения в Западной Азии” от 6 мая сего года.

Как объясняют лица, безусловно, заинтересованные в становлении и развитии этой отрасли политических исследований в России, “основатели Института ставили перед собой задачу остановить процесс деградации российского востоковедения в области изучения Ближнего и Среднего Востока. Для этого необходимо было спасти архивно-библиотечные фонды, поддержать действующих специалистов, восстановить регулярное поступление информации, привлечь в корпорацию «ближневосточников» молодых специалистов. Немалую роль в становлении Института сыграло знакомство его создателей с опытом работы американской, британской, французской и израильской школ изучения Ближнего и Среднего Востока”.

Правда, на сайте есть оговорка: “Институт не занимается процессами, идущими на территории РФ и стран СНГ”. Может быть, откровенные ляпсусы в статье госпожи Жигалиной этим и объясняются? Во всяком случае, тема её материала не располагала к тому, чтобы в нём упоминалась каким бы то ни было образом территория той или иной страны, входящей в СНГ. Но не будем голословными – приведём цитату, в которой неосведомлённость или научная безграмотность исследовательницы Жигалиной видна невооружённым глазом: “Нормализация турецко-армянских отношений может осложнить ситуацию в курдских районах Турции и Армении. Так, в Армении, как известно, курды составляют значительную часть населения страны. Они обладали культурной автономией и пользовались равными правами с армянским населением. Однако в Ереване имеются определенные политические силы, которые разделяют точку зрения некоторых ученых, идентифицирующих этнических курдов как езидов. Однако согласно традиции российского курдоведения, езиды по своему этническому происхождению являются курдами, но исповедуют езидизм, древнее курдское вероисповедание. Курдов в Армении стали называть езидами, что является их отличительной чертой, которая как бы противопоставляет их курдам-суннитам Турции и Ирака, курдские этнические ареалы которых имеют общую границу с Арменией. Это свидетельствует о том, что в Армении, как и в Турции, отрицается признание курдской идентичности и наблюдается тенденция подмены курдской идентичности езидской идентичностью. Поэтому не случайно, что значительная часть «армянских» езидов эмигрировала в Россию”.

Первая несусветная чушь – в Армении, кроме армян, никто и никогда не составлял “значительной части населения” страны. Чтобы в этом убедиться, Жигалиной было достаточно просто ознакомиться с данными хотя бы последней Всесоюзной переписи населения в СССР за 1989 г. Армения практически всегда была одной из самых моноэтничних республик в составе бывшего Советского Союза. И становится явно не по себе – новейшая тема международной политики в виде пока так ещё и всерьёз не начинавшейся нормализации армяно-турецких отношений (а в Армении и зарубежной армянской диаспоре убеждены, что реальная нормализация возможна только при признании турками своей ответственности за Геноцид армян в Турции в 1915-23 гг., на что Анкара пока, как знает мировое сообщество, не соглашается категорическим образом!..) привязывается к насквозь ложному тезису о том, что курды “составляют значительную часть населения” Армении и это, мол, “может осложнить ситуацию в курдских районах Турции и Армении”. Заверяем госпожу Жигалину и всё руководство ИБВ в лице его президента Сатановского Е.Я., директора Жигуна Е.Л., главных экспертов ИсаеваВ.А., Федорченко А.В. и Филоника А.О., что, во-первых, курды никогда не составляли значительной части населения в современной Армении – ни до её советизации, ни после, ни тем более после распада СССР. Во-вторых, сугубо “курдских районов” в Армении никогда не было. Может быть, госпожа Жигалина что-то путает – ей известно, что курды превратились в национальное большинство в Западной Армении, в армянской Киликии? С этим спорить не будем – это как раз одно из трагических последствий Геноцида армян в Турции. Но проблема в том, что ни Западная Армения, ни Киликия сегодня не входят в состав Республики Армения – они продолжают оставаться под турецкой оккупацией. Так что если речь о каких-то притеснениях курдов или езидов в Западной Армении и Киликии – пожалуйста, все ваши стрелы негодования обратите к властям Турции. Но при чём же тут Республика Армения?!..

Вторая несусветная чушь – это утверждения о культурной автономии курдов в Армении. Не было и нет никакой формы автономии ни у одного национального меньшинства в республике – но не потому, что власти или, как пишет Жигалина, “определённые политические силы” не хотели давать подобную автономию. Дело в том, что ни один этнос Армении, у которого имеются самые различные НПО, землячества и т.д., никогда и не обращался к властям страны с просьбами создать для него культурную (или иную) автономию в пределах страны. Хорошо что хоть сия исследовательница не отрицает, что курды “пользовались равными правами с армянским населением” – а то ведь и тут могла же наврать, как врёт во фразе – “в Армении, как и в Турции, отрицается признание курдской идентичности и наблюдается тенденция подмены курдской идентичности езидской идентичностью”. Но к этому мы ещё вернёмся.

Третья несусветница – это намёки на то, что-де “значительная часть «армянских» езидов эмигрировала в Россию” из-за того, что в Армении якобы не признавали их курдской самоидентичности и т.д. – повторять цитату не будем, см. выше по тексту. Дамы и господа из ИБВ! Простите, но в 90-е гг., первые послесоветские годы, из Армении в ту же Россию мигрировало никак не меньше 1-1,5 миллионов армян. Уезжали и курды, и езиды, и евреи, и русские… Но отнюдь не потому, что им “кто-то мешал” в республике этнически идентифицироваться! Армения переживала тогда всё – войну, блокаду, разруху в экономике из-за волюнтаристской политики тогдашних правящих кругов… Холод, голод… Из страны бежали многие – и совершенно не по этническому признаку. Уезжали в поисках лучшей социально-экономической и политической атмосферы. Каким образом исток населения Армении в 90-х связан с тем, что кто-то считал себя курдом, кто-то не хотел, чтобы его считали курдом?! Может быть, было бы лучше, чтобы перед написанием этих строк госпожа Жигалина всё же внимательней изучила период 1991-98 гг. в Армении, причины миграции её населения, а не стремилась бы придать некое провокационное звучание в своей статье вопросу о взаимоотношениях армян и курдов, армян и езидов?!..

Уважаемые руководители ИБВ, уважаемая, несмотря на то, что мы вас резко критикуем, госпожа Жигалина! В Армении ни одни политические круги никогда не вмешивались во взаимоотношения, складывавшиеся на протяжении многих веков внутри самих курдов – между мусульманами и, как справедливо отмечается, езидами. Кстати, вряд ли уместно квалифицировать езидизм как “древнее курдское вероисповедание” – если пытаться дать этой религии краткую характеристику, то следует говорить о солнцепоклонничестве. А, как известно, Солнцу поклонялись очень и очень многие индоевропейские народы, а не только одни курды до периода их мусульманизации. Сугубо же езидизм – действительно, вероисповедание части народа, который… до сих пор внутри себя толком не решил, хотят ли, к примеру, езиды, чтобы их также считали курдами или нет. Обратите свои взоры на тот же Ирак – а ведь именно там находятся центры езидизма! Даже там до сих пор МЕЖДУ САМИМИ КУРДАМИ И ЕЗИДАМИ продолжается острый спор. Естественно, что и курды и езиды Армении – не исключение, и они между собой спорят. Но проблема в том, что Жигалина врёт нам, когда утверждает, что в Армении кто-то отрицает курдскую идентичность. Да нет! Мы просто никогда не вмешиваемся в этот внутренний, “семейный” спор, идущий между курдами-мусульманами и езидами. Ни власти, ни наши ведущие политические силы.
Поймите – в Армении даже не против, когда десятками лет считавшиеся армянами люди вдруг начинают восстанавливать свою этническую принадлежность. Причём документировано! И мы вдруг узнаём, что вон те наши соседи – это, оказывается, немцы. А вон те, другие – евреи! А третьи – так вообще поляки. И если кто-то из населяющих Армению курдов, езидов, грузин, русских, украинцев и других – вдруг захочет заново самоидентифицироваться в этническом смысле или же “вспомнит” о своих подлинных исторических и доисторических этнических корнях – поверьте, в государстве никто не посмеет им мешать, никто и ничего не будет запрещать.

Удивительно, как могли запустить в электронно-информационный оборот статью, содержащую столько откровенной дезинформации, в данном случае – о жизни курдов и езидов в Армении. Чего добивалась этим автор – посеять ростки недоверия между двумя древнейшими народами, автохтонно проживавшими рядом многие тысячелетия? Но тогда придётся говорить о провокационности данной статьи и, следовательно, об исполнении госпожой Жигалиной некого политического заказа! В лучшем случае то, что произошло – просто её недобросовестность, нежелание глубже изучить предмет, о котором ей доверили подготовить статью для официального сайта ИБВ. Но тогда мы бы попросили выше уже упомянутых руководителей ИБВ выступить с объяснениями по поводу того, как же могли они допустить, чтобы несущая в себе значительный заряд провокационности дезинформация из статьи Жигалиной появилась на сайте?! Видимо, надо внимательней относиться к щепетильным темам из сферы межнациональных отношений в Передней Азии и на Среднем Востоке. Ну а специалистам, которым поручаются такие темы, видимо, необходимо изыскивать более достоверные источники – пообщаться с армянскими, курдскими коллегами, наконец.

Словом, мы ждём разъяснений от руководства ИБВ. У армян и курдов нет на сегодня признаков желания взаимно друг друга в чём-либо ущемлять, игнорировать, пренебрегать национальными чувствами и национальной памятью. И когда появляются такие вот статьи недобросовестных авторов, типа “Турецкие курды и геополитические изменения в Западной Азии” О.И.Жигалиной, и появляется место всяким недоразумениям и кривотолкам…
 
Степан Тер-Мелконян
Земляческое объединение «Трабзон-Ардвин-Батум» 

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »