У каждого человека есть своё представление о великом человеке, у одних Пётр 1, у других Наполеон, у третьих Ленин и т.д. Мне же повезло, я видела этого человека.
Человека, которого по-настоящему можно назвать Великим, я говорю о своём дедушке Шакро Худоевиче Мгои. Незадолго до кончины он написал собственную биографию, которую я не осмеливаюсь и не считаю нужным переделывать.
Шакро Худоевич Мгои родился 12 апреля 1930 г. в селе Алагяз Армении. Его предки, курды-езиды (сипки), еще в середине Х1Х века, спасаясь от преследований турок из района Карса Османской империи, переселились в Армению, которая находилась в составе Российской империи. В 1918 году турецкие вооруженные силывошли в село Алагяз и за одну ночь вырезали всех мужчин, включая детей от 12 лет и стариков. В числе последних были его дед и его два брата.
В 1937г. пошел в среднюю школу в родном селе Алагяз. В 1948 г. поступил на исторический факультет Ереванского педагогического университета. После окончания в 1952г., два года работал учителем истории Алагязской школы. В начале 1955г. начала вновь издаваться курдская газета «Рйа таза» (выпуск которой был приостановлен в 1938г.). В связи с этим, Мгои Ш.Х. пригласили на должность заведующего отделом газеты, а через год выдвинули на должность заместителя редактора. Наряду с работой он учился в аспирантуре. С целью продолжения научной работы по истории курдов в 1960г. Шакро Худоевич оставил редакцию и перешел на работу в группе курдоведения института востоковедения Академии наук Армении. В 1963г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Курдское национально-освободительное движение в Ираке после второй мировой войны». В 1978г. в институте востоковедения Москвы он защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема автономии курдского народа в Ираке». С 1981 по 1994гг. работал заведующим отделом курдоведения института востоковедения Академии наук Армении. В 1985г. Мгои Ш.Х. было присвоено звание профессора. В 1990г. был избран членом-корреспондентом Академии, а в 1996г. – академиком. В 2002 г. был избран академиком Академии обороны и правопорядка Российской Федерации.
С 1968 по 1994 гг., наряду с работой в Академии наук, был преподавателем на факультете востоковедения Ереванского государственного Университета, где преподавал курс лекций по истории Курдистана и арабских стран. Им, впервые в СССР, была составлена программа преподавания по истории курдского народа с древнейших времен до современности для высших учебных заведений.
В 1994г. в Москве инициативной группой был основан Центр курдских исследований, где директором был избран Мгои Ш.Х. В этой должности, а так же в должности ведущего научного сотрудника Института востоковедения Академии наук России работал вплоть до своей кончины.
Автор 10 книг и более ста научных работ. Все его работы посвящены проблемам истории курдов и Курдистана. Подавляющая часть относится к истории Южного Курдистана в новейшее время. Возглавляемый им Центр курдских исследований издал 14 книг по курдоведению, в том числе коллективный труд «История Курдистана», которая является первой попыткой целостного изложения истории курдского народа на академическом уровне. Мгои Шакро Худоевич стал инициатором, одним из редакторов и авторов этого труда. Центром изданы также «Историко-диалектологическая грамматика курдского языка», «Курдский диалект заза», «Шараф-хан Битлиси – жизнь, деятельность и мировоззрение» и другие.
Мгои Ш.Х. исследованы кардинальные проблемы процесса и этапов курдского национального движения, идеологическая основа этого движения, роли исламского фактора в исторических судьбах курдов, причины и характер межкурдских противоречий, роль международного фактора в процессе освободительной борьбы в Курдистане и др.
Он неоднократно участвовал во многих международных конференциях по курдской проблеме в Париже, Берлине, Вашингтоне, Стокгольме, Женеве, Москве и др. Активно прилагал все усилия для обеспечения единства курдского национального движения. Ряд его трудов переведены на восточные и европейские языки (арабский, персидский, турецкий и др.)…»
В 2004 году курдский общественно-просветительский фонд под руководством супруги президента Ирака, за огромный вклад в изучении истории и культуры курдского народа, присудил Мгои Шакро Худоевичу почетное звание «Человек года» и вручил золотую памятную медаль.
Он неоднократно, по личному приглашению лидеров Иракского Курдистана, Масуда Барзани и Джаляля Талабани, посещал свою историческую Родину, где с нескрываемым восторгом и восхищением наблюдал как его соплеменники-курды, буквально из руин, восстанавливали страну, строили школы, больницы, высшие учебные заведения, дороги, фабрики, заводы. Каждое событие в Курдистане, плохое или хорошее, он воспринимал как свою личную победу или поражение…
Шакро Худоевич Мгои – преданный сын своей Родины, ученый, мудрый советчик и любящий отец, скоропостижно скончался в ночь на первое февраля 2007года от сердечного приступа….
Поражает упорство этого человека, ведь он, не зная русского языка (самостоятельно изучив его), поступил в педагогический университет и окончил его с отличием.
Я горжусь своим дедушкой и благодарю Бога, что я его внучка. Это огромная честь, когда тебя представляют внучкой Шакро Худоевича.
В 2004 году моему деду была вручена медаль человека года и медаль от президента Курдистана Масуда Барзани за огромный вклад в культуру и жизнь страны. Шакро Худоевич всю свою жизнь посвятил проблемам курдов, ничего не взяв взамен, как делали многие и многие… Почему я считаю своего дедушку Великим , потому что он был великим для своей страны, он был великим для трёхмиллионного народа, он был великим для своей семьи .
Конституция Ирака и правовое положение курдов
(Текст Конституции опубликован в «The New York Times» 15.10.2005)
15 октября 2005 года в Ираке начался новый этап политико-правового развития страны: правовые основы государственного строя были закреплены новой постоянной конституцией, одобренной в ходе всеобщего референдума большинством участвовавших в голосовании. Конституции состоит из общей преамбулы, шести глав, разделенных на части и включает уже 139 статей. Значительный объем Конституции позволяет уже регулировать значительно больший спектр различных общественно-политических отношений. Западные исследователи и политики склонны усматривать в новой Конституции Ирака синтез демократических прав и свобод человека и исламских принципов, который явился итогом определенного компромисса между различными этно-конфессиональными группами населения, которые долго не могли договориться по целому ряду спорных вопросов. Этот синтез демократии и ислама проявился в некоторых статьях конституции, которые носят противоречивый характер и требуют определенной конкретизации.
Первая глава Конституции («Основные принципы») закрепляет базовые положения, на которых должна строиться новая государственность: статья 1 провозглашает Ирак независимым, суверенным, демократическим и федеративным государством с парламентской республиканской формой правления. Важно отметить, что принцип федерального устройства страны был настоятельно рекомендован курдами. Они считали, что автономный статус курдских районов Ирака оказался нежизнеспособным и не отвечал реальным чаяниям народа. По сути, «баасистский» план автономии Курдистана, который оказался урезанным вариантом плана автономии, предложенным Мустафой Барзани, лидером Демократической партии Курдистана, предусматривал права курдов лишь в культурных, просветительских и, незначительно, в социальных областях. В новой же ситуации, исходя из истории длительной борьбы за свои права, огромной роли в свержении режима Саддама Хусейна (курды представляли собой самый значительный военно-политический и экономический фактор в стране), курдские политические партии и организации добивались более широких прав и свобод. Это касалось политических, военных, экономических (в саддамовский период курдские районы были самыми отсталыми и бедными, несмотря на богатые месторождения нефти и газа), территориальных (в свое время, Садам Хуссейн, преднамеренно, выселял курдов со своих земель, переселяя их в полупустынные центральные районы Ирака, заменяя их арабами и палестинцами, нарушая, таким образом, демографическую ситуацию в курдских районах), социальных, культурных прав и др.
Статья 2 Конституции провозглашает ислам официальной религией государства и основным источником законодательства (ни один закон не может быть принят, если он противоречит основным нормам ислама). Однако, сразу же оговаривается, что ни один закон не может также противоречить и принципам демократии (без конкретизации этих принципов), а также правам и основным свободам, провозглашенным в Конституции. Здесь очень важно отметить, что в регионе Курдистан, так сейчас называются курдские районы, до сих пор не принят проект Конституции Курдистана. Дело в том, что в 6-м пункте Закона существует то же противоречие. Прогрессивные политические силы не хотят введения шариатского законодательства в регионе. С другой стороны, нельзя не учитывать мощный исламский фактор как в стране, так и в регионе.
Конституция характеризует Ирак как многоэтническое и многоконфессиональное государство, которое является частью исламского мира, а его народ – частью арабской нации. Согласно статье 4 официальными языками теперь являются арабский и курдский, при этом любой район или провинция могут использовать в качестве дополнительного местный язык, но при условии, если большинство населения данной местности одобрит это на всенародном референдуме. Официальными языками в регионе Курдистан являются курдский и арабский, причем в районах, населенных ассирийцами, халдеями, туркоманами в школах поощряется обучение на родном языке этих малочисленных народов. Что касается религиозных прав и свобод, то в регионе утвержден план материальной и административной поддержки всех религиозных общин региона, будь то езидские, ассирийские, халдейские, армянские и др. Конституционными нормами Ирака и региона Курдистан гарантируются довольно значительные права национальных меньшинств, таких как, ассирийцы, халдеи, туркоманы и др. в административной, политической, культурной и образовательной сферах (статья 121), что невозможно было при прежнем режиме. Наряду с исламскими мечетями, благоустраиваются и строятся новые христианские и езидские храмы, другие религиозно-культовые сооружения.
Конституция декларирует принцип подчинения вооруженных сил и органов безопасности страны гражданской власти, запрещая им вмешиваться в политические дела и участвовать в процессе смены власти. Деполитизация иракской армии дополняется запретом армии действовать в качестве орудия подавления иракского народа и запретом на формирование воинских подразделений вне рамок государственных вооруженных сил. Те же ограничения распространяются и на организации Национальной разведывательной службы. История Ирака изобилует примерами участия армии и секретных служб в многочисленных переворотах, попытках смены власти и использования их против собственного народа. Война против курдов, с небольшими перерывами, насчитывает около шести десятилетий. Сегодня в регионе Курдистан, сформирована региональная полиция, служба безопасности, совместная с государственной пограничная служба.
Большое значение имеют конституционные нормы о свободе прессы, свободе проведения собраний и мирных демонстраций, свободе учреждать и состоять в политических партиях при запрете принуждать к вступлению в любую политическую организацию. Сегодня в регионе Курдистан существуют три телевещательные станции, пять радиостанций, около сотни печатных изданий, многочисленные политические, религиозные, молодежные и даже женские организации. В процентном соотношении эти цифры в разы превышают статистику по стране в целом.
Важнейшей задачей послевоенного Ирака, по-прежнему, остается восстановление экономики и разрушенной инфраструктуры, что отразилось в конституции, в статье 26. Одним из спорных вопросов считался вопрос о распределении добычи и доходов от нефти между различными районами. Квота будет определена в установленное время для тех районов, которые были ее лишены несправедливым путем прежним режимом с тем, чтобы обеспечить сбалансированное развитие различных частей страны, что должно быть урегулировано последующим законом (статья 109). Таким образом, регион Курдистан и другие области страны добились децентрализации решений по добыче и распределению доходов от продажи нефти и газа.
Конституция исходит из принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вводится двухпалатный законодательный орган, состоящий из Совета Представителей и Совета Союза. В Совет Представителей избирается один депутат от каждых ста тысяч жителей страны на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Эта палата должна представлять все население страны и избираться сроком на 4 года. Совет Союза должен состоять из представителей районов и провинций, не входящих в состав районов. Состав Совета, условия членства в нем, сфера его компетенции и другие вопросы будут в дальнейшем определены законом. То есть, если в первом случае, в Совете представителей, большинство в палате будут представлять шииты, составляющие большую половину населения страны, то во втором, в Совете Союза, будет представлен весь этно-конфессиональный спектор страны. И в первом, и во втором Советах курды будут представлены, согласно Закону.
Исполнительная ветвь власти Ирака включает в себя Президента Республики и Кабинет министров. Сам Президент является символом национального единства, гарантом конституции, защитником иракской независимости, единства и безопасности ее территории (статья 64). После долгих консультаций между ведущими политическими и религиозными партиями и организациями стороны пришли к договоренности о паритетном закреплении между сторонами высших государственных постов, что подразумевает следующее: представителя для утверждения на пост Президента Ирака выдвигают курдские партии, вице-президента – сунниты и премьер министра – шииты. Далее, министерские портфели также распределись, согласно взаимным договоренностям, причем количество, к примеру, курдов министров должно быть неизменным.
Конституция устанавливает в Ираке федеративную форму государственного устройства, характеризуя ее как «демократическую» (статьи 112-121). Статьями конституции установлена компетенция общефедеральных органов власти, органов власти районов и их совместная компетенция.
Сегодня, в регионе Курдистан, уже во второй раз, прошли выборы Президента и парламента. Президентом избран лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани, премьер-министром назначен Нечирван Барзани, спикером Аднан Муфти. Назначена судебная власть, причем сосуществуют как светские суды, так и шариатские.
В целом, Конституция Ирака, утвержденная на всеобщем референдуме, имеет относительно демократический характер, хотя и в неполной мере отражает сложившуюся в стране политическую ситуацию; многие статьи носят декларативный характер, не подкрепляемые пока никакими материальными или процессуальными гарантиями. Очевидно, что многие статьи конституции требуют последующего конкретизирующего законодательства. В настоящее время это скорее каркас или условная модель будущей государственности.
Зара Мгои
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.