Курдистан

Отчаянное сопротивление курдов и других народов северной Сирии предотвратило турецкое вторжение

Отчаянное сопротивление курдов и других народов северной Сирии предотвратило турецкое вторжение

Эрдогана негласно поддерживает Евросоюз

Президент США Дональд Трамп сделал неожиданное заявление о том, что американские войска будут выведены из Сирии. Это может свидетельствовать о том, что под удар попадет курдское меньшинство. Ввиду отсутствия гуманитарной и дипломатической защиты курдов, в Сирии нарастает страх перед турецкими военными.
Курды находятся в постоянной информационной блокаде, СМИ просто игнорируют эту народность, особенно в Сирии, Иране, Ираке и Турции.

Мы беседуем с Карианой Вестрхайм, председателем Гражданской комиссии Европейского Союза в Турции. Вестрхайм работает профессором педагогических наук в Университете Бергена (Норвегия), темы ее работ посвящены культурному многообразию и формированию знаний в условиях конфликтов и войн.

Вестрхайм посетила город Рожава (Северная Сирия) в 2015 году, и с февраля 2009 года ей запрещен въезд в Турцию.

– Как повлияют на курдов заявленный вывод американских войск из Сирии и участие России?

– С началом войны в Сирии Турция установила прямые взаимоотношения с Исламским государством. Цель – осуществить свою мечту стать новой Османской империей путем оккупации ослабленных соседних государств, к которым можно причислить Ирак и Сирию.

Главный интерес для Турции представляет северная Сирия, в которой в основном и проживает курдский народ. Реджеп Эрдоган, президент Турции, никогда не согласится с наличием сильной организованной курдской автономии вдоль границ Турции или внутри нее.

До сих пор полномасштабное турецкое вторжение было невозможным благодаря активному сопротивлению курдов, арабов, ассирийцев и армян на севере Сирии.

Однако в 2018 году турецкие вооруженные силы совместно с джихадистскими группировками совершили жестокое нападение на курдский город Африн на севере Сирии. Войска оккупировали город. Кампания Эрдогана по расширению турецкой оккупации северной Сирии продолжается. Это одна из главных причин, почему мирное политическое решение конфликта в Сирии кажется таким трудным.

– Какие группы представляют курдские революционные силы?

– Между основными курдскими силами нет внутреннего разделения. Рабочая партия Курдистана, более известная как РПК, была основана в 1978 году и оказывает огромную военную поддержку сирийским демократическим силам (СДС), в которые входят курдские силы – «Отряды народной самообороны» и «Женские отряды самообороны».

И в Рожаве (северная Сирия), и в Шенгале (Синджар) единым фронтом сражались Рабочая партия Курдистана, Сирийские демократические силы, «Отряды народной самообороны» и «Женские отряды самообороны». Они действовали заодно, чтобы попытаться спасти как можно больше езидов, когда наемники ИГИЛ напали на город Шенгал в 2014 году.

Курдским силам удалось открыть коридор к горе Шенгал и тем самым спасти тысячи жизней.

В ходе сирийской войны езиды, ассирийцы и другие меньшинства сформировали свои собственные вооруженные силы, сражающиеся вместе под эгидой Демократических сил Сирии. Эти отряды скоординированы и их бойцы обладают немалой смелостью; они никогда не сдаются, потому что верят в свое дело.

– Как вы думаете, почему на международной геополитической арене игнорируются политические, социальные и культурные устремления курдского меньшинства?

– Как гласит недавнее заявление о голодовках в Турции, это государство все еще имеет прочные политические, деловые, военные и экономические связи с Европой. Поэтому Европа все еще имеет значительное влияние на Турцию.

Европейские институты выступили с резкой критикой того, что Турция сделала крутой поворот в сторону авторитаризма, но они не смогли предпринять каких-либо значимых действий для того, чтобы оказать давление на правительство Эрдогана.

Турция также является членом Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и кандидатом на членство в Европейском союзе.

Ни одна из этих организаций не предприняла серьезных шагов, чтобы остановить распространение авторитаризма в Турции.
Это становится очевидным по тому факту, что Комитет Совета Европы по предотвращению пыток никак не отреагировал на ту информацию, что в турецких тюрьмах творится бесчеловечная жестокость.

– С какими повседневными проблемами сталкиваются курды?

– Со времени основания Курдской рабочей партии курды превратились из жертв, страдающих от репрессивного режима, в активных игроков. Они выступают в роли катализаторов перемен в регионе. Более того, курды добились интернационализации своего дела. Предстоит еще долгий путь, но важно то, что курдский вопрос уже стоит в мировой повестке дня.

– Предусматриваете ли вы какое-либо конкретное посредничество, которое могло бы решить курдский вопрос?

– Были попытки мирных переговоров между делегациями, представляющими Турцию и РПК при посредничестве одной или нескольких международных держав. Последней известной попыткой объединения двух сторон были секретные переговоры в Осло в период с 2006 по 2011 годы.

Однако эта инициатива потерпела крах, когда произошла утечка аудиозаписей. Стало ясно, что в 2010 году в Осло также состоялись секретные переговоры между представителями турецкой разведки и членами РПК.

Поскольку ситуация в Турции хуже, чем когда-либо, сомнительно, что Эрдоган пожелает вступить в мирные переговоры. В настоящее время он делает то, что хочет.

Для ведения таких переговоров требуется наличие третьей стороны. Она должна быть авторитетной, сильной, влиятельной и обладающей необходимыми средствами, чтобы заставить Эрдогана сесть за стол переговоров. Это может быть Организация Объединенных Наций или какое-нибудь европейское государство. Возможно, еще раз миротворцем может выступить Норвегия.

– Как повлияли на проблему арабские восстания (и, возможно, их провал)?

– «Арабская весна» дала возможность многим политическим деятелям в регионе создать свое присутствие на местах и реализовать свои собственные планы. Курды шли под предводительством Демократического союза, следуя идеологии Абдуллы Оджалана, лидера, заключенного в тюрьму. Он также возглавлял Рабочую партию Курдистана, главную курдскую партию в Турции.
Вместо того, чтобы присоединиться к общему арабскому восстанию, курды воспользовались возможностью создать свою модель общества, известную как демократическая автономия или демократический конфедерализм.

По данным Курдского института (Брюссель), курдские районы на севере Сирии вдоль границ с Турцией после вывода сил сирийского режима были захвачены Отрядами народной самообороны.

Временные органы государственного управления, созданные в то время (в середине 2012 года), были легализированы, и в январе 2014 года было объявлено о создании трех временных правительств: по одному на каждый из трех курдских кантонов, которые отделены территорией, контролируемой Исламским государством и другими группами.

Вооруженное крыло Демократического союза, силы защиты «Отряда народной самообороны» и «Женских отрядов самообороны» под предводительством Демократических сил Сирии успешно победили боевиков ИГИЛ на местах, освободив многие районы, в том числе за пределами Курдской автономной области.

Итак, когда разразилась арабская весна, курды отсиживались и ждали, планируя свои действия, размечая свою территорию. Они укрепили свои силы и начали строить собственную модель демократического общества – непосредственное народовластие.
Проблем еще много, и предстоит пройти долгий путь, прежде чем можно будет говорить о курдском автономном районе, который поддерживают мировые державы. Но уже сейчас можно сказать, что курдский регион на севере Сирии является ярким примером того, как народ может выразить свою волю построить собственное защищенное общество в разгар ужасной войны.

Перевод для с английского специально для Ezdixane.ru (The Citizen)

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »