Курдистан

Езиды — граждане второго сорта в собственной стране

Езиды - граждане второго сорта в собственной стране
Яхья Харки

Ирак — земля первых цивилизаций и колыбель религий — сегодня переживает безмолвную человеческую трагедию. Его религиозные меньшинства покидают родину, где жили тысячелетиями. Езиды, христиане, евреи и какаи оставляют свои дома, храмы и святилища, понимая, что возврата не будет. Они потеряли чувство безопасности и достоинства в стране, которая должна была стать для них домом, а не тюрьмой.

С 1950-х годов, когда началась массовая эмиграция иракских евреев в Израиль и другие страны, двери принудительного исхода распахнулись настежь. Волна не остановилась на евреях — за ней последовала эмиграция христиан, езидов и представителей какаи. Их деревни и города опустели или почти обезлюдели.

Разница между мусульманским эмигрантом и представителем меньшинств очевидна: мусульманин может уехать, а затем вернуться инвестировать и жить на родине снова. Но когда уезжают езиды и другие представители меньшинств, они не возвращаются никогда — ни при жизни, ни даже после смерти. Они потеряли веру в то, что Ирак может их защитить.

Граждане второго сорта в собственной стране

Правительства Ирака и Курдистана постоянно поднимают лозунги защиты прав меньшинств. Но правда в том, что это не милость, а изначальная обязанность. Езиды не пришли извне — они неотъемлемая часть иракской мозаики на протяжении тысячелетий.

Проблема не только в законах, но и в общественном менталитете. Мусульманское большинство — арабское и курдское — по-прежнему смотрит на езидов и другие общины как на граждан второго или даже третьего сорта. Возможно, только 10% население Ирака относятся к ним как к равным, в то время как 90% считают их «менее достойными».

Ситуацию усугубляет то, что некоторые религиозные кафедры, особенно пятничные проповеди, до сих пор призывают проклинать христиан и евреев, беспричинно нападают на символы езидской веры. Словно хотят унизить граждан, живущих среди нас веками! Такие речи противоречат ясному тексту Корана: «Нет принуждения в вере» (Сура 2. Корова, 256-й аят.).

Если ислам признал свободу вероисповедания, откуда взялась культура, навязывающая опекунство над другими?

Религиозный экстремизм против древней веры

Еще опаснее то, что салафитские течения и некоторые направления «Братьев-мусульман» усилили давление на меньшинства, навязывая хиджаб и исламские обычаи езидским женщинам и представителям других общин, словно они обязаны следовать тому, во что не верят.

Парадокс в том, что при прежнем режиме, несмотря на общий политический гнет, езиды и другие меньшинства чувствовали себя в безопасности, чем после его падения (Прим. пер.: имеется ввиду правление Саддама). Шиитские авторитеты, несмотря на наши разногласия со многими их позициями, были менее жесткими и более гибкими по отношению к меньшинствам по сравнению с суннитскими авторитетами — как арабскими, так и курдскими. Но после подъема радикальных течений езиды и другие малые общины начали страдать.

Путь к спасению древних народов

Во-первых, правительства должны прекратить довольствоваться заявлениями и перейти к реальной политике, гарантирующей защиту езидов и других меньшинств и восстановление их доверия к родине.

Во-вторых, необходимо установить контроль над пятничными проповедями и запретить любые молитвы или речи, разжигающие ненависть к христианам, евреям или езидам. Полное следование кораническому аяту «Нет принуждения в вере» — ведь это не враги, а братья по отечеству.

В-третьих, религиозные деятели должны пересмотреть свои речи и вспомнить, что ислам пришел с посланием милосердия, а не исключения.

И наконец, общество должно понять, что разнообразие — не слабость, а тайна силы Ирака, и что сохранение езидов и других меньшинств в стране означает сохранение ее души и истории.

Последний шанс для мозаики цивилизаций

Если меньшинства продолжат исход, Ирак однажды проснется и обнаружит себя без своей исторической мозаики, без того разнообразия, которое отличало его от других. Езиды, христиане, евреи и какаи — не гости, они хозяева этой земли уже тысячи лет.

Защита езидов и других меньшинств — это не только гуманитарный вопрос, но вопрос жизни и смерти для самого Ирака. Без них Ирак останется лишь землей без души, страной, изгоняющей своих настоящих детей.

Яхья Харки

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »