11 июля 2005г. ДЭЙЛИ СТРАР Башдар Исмаэль
Более чем когда-либо сирийский режим сейчас ощущает на себе напряжение от курса международной политики США и изменения стратегической ситуации на Ближнем Востоке. Внутри страны, вопрос о лишении курдов Сирией гражданских прав стал основным для обсуждения, при этом общество высказывает все большую убежденность. Важность курдского вопроса стала очевидна на последней конференции Партии Баас, когда участники согласились рассмотреть требования дискриминированных курдов. Режим Президента Башара Асада знает, что курды, даже если они выберут сотрудничество с политикой Соединенных Штатов, могут представлять собой серьезную угрозу авторитету режима.
При Асаде Сирия увидела начало некоторых экономических реформ и скромное, хотя и единичное, ослабление политического контроля, хотя подлинной и широкой либерализации еще только предстоит материализоваться. Пока конференция Баас пообещала разрешить вопрос курдов, лишенных государственности, число которых достигает примерно 150,000 – 200,000 от общего числа курдов, проживающих в Сирии, равного 1.5 миллиону, все – таки остается возможность, что в реальности произойдут небольшие изменения, хотя и недостаточные для того, чтобы сдерживать давление сирийских курдов против режима Баас, или тех из сторонников жесткой политики, которые присутствуют в администрации Буша.
Вопрос сирийский курдов долго находился в тени рассмотрения вопросов их собратьев в Турции и Ираке. Однако, в постоянно меняющейся политической ситуации на Ближнем Востоке, начинают происходить изменения; сирийские курды сейчас находятся в центре событий в основном из-за того примера, который показали собой курды в Ираке. Свободные от власти Саддама Хусейна и благодаря годам самоуправления и процветания, иракские курды получили новое видное положение. После выборов, проведенных в январе, они стали фактическими влиятельными лицами, и это позволило провести выборы в курдский региональный Парламент – до того как предстать перед ними, Джалал Талабани был назван Президентом Ирака.
Между тем, сирийские курды продолжают испытывать на себе действие запретов, существующих годами, включая запрет на использования своего языка. После одобрения Закона 93 от 1962 года, сирийское правительство признало более 160,000 курдов «ajanib» или иностранцами. Они не имеют права голосовать, владеть собственностью или занимать правительственные должности. Другие 75,000 или около того просто не зарегистрированы и известны как «maktoumeen» или «нелегалы», у которых нет практически никаких гражданских прав.
В течение некоторого времени, помня о взаимном влиянии между коммунами, Сирия планировала создать «арабский пояс» между своими курдами и теми, которые проживают в Ираке и Турции. Однако исполнение этого желания было существенно затруднено влиянием курдов из Ирака, так что сегодня сирийские курды чувствуют себя более уверенно для того, чтобы потребовать больше прав.
С тех пор как курдское восстание прорвалось на футбольном матче в Камишли в марте 2004 года, атмосфера на северо-востоке Сирии оставалась напряженной. Настроения немного улучшились после того, как в прошлом месяце в Алеппо восстание опять прорвалось после новостей о том, что был убит Машук аль –Хазнави, курдский клирик, высказывавший откровенные идеи. Курды обвинили сирийское правительство, которое в свою очередь отказывалось признать свое участие. Последовавшее за тем насильственное выдворение сирийских войск из Ливана, произошедшее после убийства бывшего Премьер – Министра Ливана Рафика Харири, а также возросшее давление со стороны международной общественности, вряд ли являются положительным добавлением к программе Асада.
На сегодняшний день Соединенные Штаты рассматривают Сирию в качестве препятствия своему видению демократии и изменений на Ближнем Востоке. Дамаск начал осознавать потенциальную серьезность вновь сложившейся ситуации на границе с Ираком, и пытается действовать быстро путем ответов на курдские требования о проведении изменений. Конференции Баас пообещала исправить курдскую ситуацию, но не сказала ничего определенного в отношении сроков и цифр. Вопрос в том, возвращаясь к сказанному, не потребуют ли курды, которые более не страшатся сирийского государства и могут ясно видеть изоляцию Сирии в настоящий момент, большего, возможно пользуясь при этом и политическими и военными средствами.
Не было сюрпризом и то, что Масуд Барзани, глава Курдской Демократической Партии в Ираке и новый президент иракского курдского сообщества, по прошествии нескольких дней со вступления его в должность выразил свою озабоченность и предложил поддержку сирийским курдам. Хотя при этом он также потребовал, чтобы их права были предоставлены мирным путем и посредством переговоров.
Сирийский режим медленно осознает, что успешное разрешение курдской проблемы критично для достижения стабильности внутри страны и ее долгосрочного процветания. Если ее не решить, то дальнейшее развитие ситуации в отношении курдов может потенциально спровоцировать жесткие ответные действия. Посмеет ли режим Башара Асада не оправдать надежды курдов и обмануть их еще раз?
Башдар Исмаэль – независимый журналист, пишущий о вопросах политики на Ближнем Востоке, который живет в Соединенном Королевстве. Он написал данный комментарий для «ДЕЭЛИ СТАР»
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.