Езидское Общество

Прогулки по проспекту. С езидами.

Прогулки по проспекту. С езидами.В самом конце проспекта Руставели, на «островке» между памятником автору «Витязя в тигровой шкуре» и огромными арками, которые тбилисцы называют «уши Андропова», в доме номер 37 находится общегражданское движение «Многонациональная Грузия». В него входят представители множества народов, составляющих 30 процентов населения страны: азербайджанцы, армяне, осетины, русские, евреи, латыши, поляки, ассирийцы и… езиды.

О езидах я ничего не знал. Смутно помнил, что они упоминаются в «Сказках тысячи и одной ночи» Езиды — это курды, не принявшие ислам, — пояснили мне тбилисские знакомые.

А «Большая советская энциклопедия» добавила к этим сведениям, что в 1969 году Езидов было на земле 150 тысяч, основатель религии — шейх Ади (ок. 1074-1164). Его езиды считают своим пророком. Религия — элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства и ислама. Езиды веруют в единого Бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека, изображаемого в виде бронзовой или медной птицы на подставке.

Езиды деляется на мирян (муриды) и духовенство — высшее (эмир, шейх, пир) и низшее (каввалы и кочаки). Доктрина езидизма изложена в, написанных тайным шрифтом, «Книге откровений» и «Черной книге». У езидов нет храмов, единственное место паломничества — могила и храм шейха Ади — Лалеш. Он находится в Ираке, в районе Мосула.

В сведениях о нашем народе достоверная информация обычно перемешана с неточностями, искажениями, выдумками и наветами, подчеркивают заместитель председателя центра езидских традиций «Разибун» Теймураз Смоев и председатель Союза езидской молодежи Грузии Агат Пир-Челе. — К таковым относится версия о том, что езиды — это часть курдского народа, отколовшаяся от него из-за не желания принять ислам. Наоборот — часть езидов, приняв ислам под угрозой смерти, отошла от своего народа и стала называться курдами. Этот вопрос для нас очень сложный и болезненный. Езидов на земле не двести или триста тысяч, а несколько миллионов. Как может наша вера представлять собой «смесь» разных религий? Ведь они появились гораздо позже нее. И что такое — «написанные тайным шрифтом»? Для нас он не тайный -это наш родной язык. Мы верим в Солнце — этому божеству поклонялись первые люди.

Езиды за тысячелетия до новой эры жили в Шумере, Аккаде, Вавилоне. А слово «курд» появилось пятьсот-шестьсот лет назад. Езиды — самоназвание народа, которое возникло от имени его родоначальника Аздина и означает «Я есть вера».

Такие древние народы, как еврейский и езидский, обязательно должны были встречаться на перекрестках истории.

Мы как бы родственники. Езиды — аккадский народ, а праотец еврейского народа Авраам был сыном аккадского жреца. Во-вторых, мы как бы и соседи. Эмиры, которые правили езидским народом, — выходцы из государства Моав. Оно находилось на восточном побережье Мертвого моря. Моави — древнейший род езидского эмирата. Езид из этого рода воевал против имама Хусейна, сына Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. В битве не далеко от Багдада, на равнине Кербелы, езид убил Хусейна. Это стало одной из причин гонений на езидов со стороны ислама. Езид по происхождению (одна из версий) Салах-ад-Дин спас народ Израиля от мечей крестоносцев. В девятнадцатом веке немецкий ученый, еврей Роберт Колдевей вел научные исследования на территории Древней Месопотамии. Однажды он увидел группу паломников, поднимающихся на гору. «Кто они?» — спросил Колдевей. «Это езиды, — ответили ему местные арабы, — они страшные, они поклоняются дьяволу и приносят ему в жертву людей». Колдевей не побоялся, подошел к езидам. Они приняли его очень приветливо и показали, где находился их древний храм (впоследствии раскопанный). Опираясь на сведения езидов, Колдевей определил местонахождение дороги, ведущей от этого храма в Вавилон, а затем — и самого города.

Как и евреи, мы тысячелетия находились и находимся в странах рассеяния. Мы никогда не жили на одном месте больше двух поколений — «не хоронили больше двух отцов в одной земле».

Мы еще вернемся к истории, а сейчас я хотел бы спросить вас вот о чем — отношение мусульман к езидам во все времена, начиная от убийства Хусейна и кончая погромами и изгнанием езидов из Турции в 1915-1916 годах, никогда не отличалось особой терпимостью. Основная часть вашего народа живет сегодня в Ираке, там же находится и главная святыня — храм Лалеш. Как относится к езидам Саддам Хусейн?

Насколько мы знаем и можем судить отсюда — вполне нормально. Езиды не подвергаются притеснениям, наша святыня не пострадала в результате военных действий. Но из-за нестабильного, сложного положения в Ираке мы практически лишены возможности посещать храм.

Народы, живущие в рассея нии, — евреи, армяне, цыгане -определяют «своих» (еще до прямого вопроса о национально принадлежности) по фамилиям, носам, акценту и т. п. Каким образом езид «вычисляет» езида?

Каждый человек из нашего народа должен знать «шадати». Это историческое «свидетельство» в краткой стихотворной форме — кто такие езиды, откуда они ведут свой род, какую религию исповедуют. Езид должен при встрече с человеком, называющим себя езидом, потребовать такое «свидетельство».

Пройдя соответствующие обряды и ритуалы, можно стать христианином, мусульманином, иудеем. Как можно стать езидом?

Езидом стать нельзя. Езидом нужно родиться. Приняв другую веру, можно перестать быть езидом. Для езида религия и национальность тождественны. Не может быть езида, не верящего в единого бога, которого мы называем Ходэ — одно из Его имен.

Христианские и мусульманские народы, как правило, определяют национальную принадлежность человека по отцу. Евреи — по матери. Как определяют национальную принадлежность езиды?

Езид — это человек, у которого предки как с отцовской, так и с материнской стороны на протяжении 72 поколений были езидами. Каждый езид должен знать имена своих предков как минимум в семи поколениях. Человек, родившийся от смешанного брака, может считать себя езидом, но езидское общество его не примет. Проблема смешанных браков — одна из самых острых проблем современной езидской молодежи.

Возникало ли в езидском народе движение за возвращение на историческую родину — подобно сионизму у евреев?

Нет, не возникало. Наша главная цель — сохранение нашей релинии. Государственность, незавиамость, территориальная целостность не имели и не имеют для нас большого значения. Самосохранение — вот наша основная задача.

Езиды никогда не вмешиваются в внутренние конфликты в тех странах, в которых они живут. Достаточно взглянуть на политическую карту Среднего Востока (где находилась Древняя Месопотамия), чтобы понять, насколько нереально для езидского народа ставить вопрос о его исконных землях.

Есть ли в мировой истории культуры, науки громкие езидски имена?

Возьмем историю Грузии, России. Ближайшими сподвижниками царицы Тамары были два брата — езиды Иван и Захария. В Грузии их называли и называют курдами. Были они людьми крепкими, широкоплечими и долгорукими. Отсюда и их грузинская фамилия — Мхардгрдзели. Один из братьев трагически погиб, а второй вместе со своей семьей переселился в Россию и основал род князей Долгоруких.

Следовательно, езидская семья, принявшая христиансто основала Москву?

Точный ответ теряется во тьме веков, — говорит Теймур Смоев, — но в книге по парапсихологии «Чудеса девятнадцатого века» рассказывается о том, как один из князей Долгоруких спас сына московского дворянина от неизвестной болезни. Ребенок чах на глазах. Ни один врач не мог ему помочь. Родители обратились к князью Долгорукому. Он был известным, говоря сегодняшним языком, экстрасенсом. А выглядел как езид: невысокого роста, черные кучерявые волосы, черные глаза, широкоплечий. Князь стал читать над ребенком молитву на неизвестном языке. Через некоторое время ребенок выздоровел. Нас эта история не удивляет: дом каждого пира или шейха был не только местом молитв — они еще и занимались врачеванием.

Причем, — дополняет Пир-Челе, — у каждого жречесекого рода была «специализация». Наш род, например, занимался лечением детей.

Почему именно шейх Ади стал пророком езидской религии, а его могила храмом?

Шейх Ади — великий реформатор езидской религии. Он жил в период расцвета ислама. Нужно было позаботиться о защите нашей веры, нашей религии от мусульманской экспансии. Щейх Ади «закрыл» езидскую религию от посторонних глаз, от возможности проникновения в нее. Он закрыл нашу веру. Сегодня, возможно, нам был бы необходим такой же реформатор, чтобы наш народ, наша религия смогли легче приспособиться к современному миру.

Христиане носят крест, мусульмане — полумесяц, евреи — шестиконечную звезду Давида. А что носят езиды?

Многие молодые езиды носят изображения Солнца — Шамс. Через Солнце — как мусульмане через Мухаммеда, а христиане через Христа — мы общаемся с нашим единым Богом. Но вообще-то символ Солнца символ вечности — это свастика, катящаяся по часовой стрелке. Это еще и символ гармонии, а гармония с окружающим миром — основа религии езидов. К сожалению, Гитлер осквернил этот символ, сделал свастику символом войны, дисгармонии. Носить сегодня свастику невозможно….

Расскажите, пожалуйста, как отправляют езидские обряды — свадебные, похоронные.

До того как жених приводит невесту в дом, молодые люди — его близкие друзья и родственники — готовят из веток «древо счастья», прикрепляют к нему сладости и украшения. Во время свадебной церемонии этим «древом» трясут над невестой. Упавшие украшения и сладости подбирают дети. Еще берут яблоко, глубоко надрезают его на несколько частей (но чтобы оно не развалилось) и бросают… на голову невесты. Это должно напомнить ей о том яблоке, которое сорвала и надкусила ее прародительница Ева. Молодой жене как бы напоминают в шутливой форме (?!), что в этом доме такой номер не пройдет.

Есть и очень строго соблюдаемые похоронные обряды, но о них нельзя рассказывать. Это тайна. Если эти обряды в чем-то нарушены — душа может, чистилище, не попасть в рай.

Вы верите в рай и ад?

Мы верим в существование чистилища и рая. Что же касается ада….. Быть может, мир, в котором мы живем, это и есть ад?

Я думаю, очень многие согласятся с вашей теорией. А существуют ли езидские песни, танцы?

Очень интересен один из древних езидский танцев «Гованд». Его танцуют «цепочкой» мужчины и женщины. Они держатся друг за друга мизинцами. Движения их однообразны — два шага вперед и два шага на месте. У первого в «цепочке» в руках платок. Этот танец рассказывает, как шли люди по земле после потопа. Она была еще болотистая, рыхлая, двигаться нужно было осторожно, шаг за шагом. Когда платок бросают на землю, это означает, что дальше идти нельзя, и все останавливаются. А держатся за мизинцы для того, чтобы, если кто-то провалится, он не потащил бы за собой остальных…

За последние несколько веков с лица земли исчезли многие народы: ассимилировались, были уничтожены, вымерли. Грозит ли такая участь езидам — одному из самых древних народов на земле?

Нет. От нас уходят и уходили люди на протяжении веков. Мы никого не держим, но наш народ не исчез и не исчезнет. Поэтому что уходили слабые. Значит наш народ становится все сильнее. За счет тех людей, которые верны своей религии и истории.

Первоначальная публикация статьи была, в газете «Вести» Израиль 2001 год.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »