О нас

ЕЗИДЫ СЕГОДНЯ

ЕЗИДЫ СЕГОДНЯЕзиды — члены самой древней культуры Месопотамии, проживающие на территории между Тигром и Евфратом. Они прибыли в эту землю с Иранскими и Индо-иранскими поселенцами, со своей самой древней курдской религии.

Езиды — монотеисты, и это показатель их религиозных традиции. Они веруют в Ангела-Павлина, Малак Тавус, в ком они видят Главного Ангела, и управляет этим Миром.

Кроме того, езиды верят в проявление Власти Бога (Божественная Тайна), часть которой воплощается в Пророках и справедливых людях. Они верят, что Бог проявил Себя в различных человеческих формах (названными многими именами), каждый из которого был ответственен за те или иные мирские деяния. Некоторые из этих великих личностей: Шейх Ади, Мелик Шейх Грех (Хасан), Мелик Шейх Ферхедин, Шейх Шемс, Пир Хесен, Меман Мелик Насердин, и другие.

Езидизм — не прозелистическая религия; езидом может быть только тот, кто рожден от родителей –езидов и брачный союз должен происходить также между езидами. В противном случае они не могут быть приняты в езидское общество. Езиды разделяются на касты, представители которых также должны иметь брачный союз в своем кастовом кругу. Эти группы:
1. Адани Шейхи.
2. Шамсани Шейхи.
3. Катани Шейхи.
4. (Священная) каста Пиров, который включает в себе 40 происхождений, лидером которого является клан Пира Хасана Мемана.
5. Лаиты или Мюриды. Это — самая большая группа езидов.
Справедливо задаваться вопросом; как эта небольшая этническая группа сохранила свою самобытность в течении стольких поколении, перед лицом зверского Исламского вторжения и многих этнических конфликтов в этой области. Их выживание очень вдохновляет, и вызывает удивление и восхищение. Однако, мы не стремимся описывать хронологию езидов и их религии в Исламские времена, а скорее обсуждаем действительность езидского сообщества, и его будущего.

ГЕОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

Первоначальная родина езидов — Северный Ирак, Сирия и Турция. Езидские общины также есть в Армении и Грузии; предпологается, что часть езидов проживают и в Индии. В силу того, что никогда не проводилась какая-либо перепись, чтобы установить численность сообщества в целом, мы не имеем точных данных в этом вопросе, но по некоторым достоверным информационным источникам мы предпологаем, что в Северном Ираке их более чем 500,000, проживающие в Сынджаре, Сайхане, Захо и районе Дахок. В Сирийском Курдистане проживают приблизительно 30,000 езидов, 12,000 из которых живут в курдских горах, в Алепо. Перепись в Турции показала их численность, большее чем в Сирии, а именно 49-50,000. В Тбилиси, столице Грузии, проживают приблизительно 30,000 езидов, и еще больше — в Армении. А также, мы уверены, что имеются больше чем шесть езидских деревень в Керманшахе Западной области Ирана, с главным центром — Гармин, к югу от города Керманшах.

ЕЗИДЫ ЕВРОПЫ, США, КАНАДЫ И АВСТРАЛИИ

В результате соглашения между правительствами (Запада) Германии и Турции, запрошенная потребностью Германии рабочих-иммигрантов, ряд езидов мигрировала в Германию из Курдистана с начала 1970-ых годов. В 1980-ых и 90-ых, езидам было запрошено перемещение, за исключением таких факторов, как преследования по политическим и религиозным причинам. В результате всего этого, более чем 98 % езидских деревень в Турции теперь пусто, поскольку их жители сбежали, главным образом в Германию. Большинство учтенных 50,000 езидов ныне живущие в Германии происходят из Турции. Меньшая часть езидов живут в Бельгии, Нидерландах, Дании, Швеции, Швейцарии, Норвегии, США, Англии и Канаде. Несколько семейств живут в Австралии.

ЖИЗНЬ ЕЗИДОВ НА РОДИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.

До 1975 года, большинство езидов иракского Курдистана жили в маленьких деревнях, которые либо принадлежали исключительно им, либо они проживали вместе с христианами. Они были мелкими фермерами, главное их занятие — животноводство, средства к существованию которых, по существу, зависят от дождя.
В 1975 году иракское Правительство вынудило езидов оставлять свои деревни, и войти в так называемые муджаммахат или «коллективные деревни», а их деревни передавались арабским поселенцам. Другими словами, езиды потеряли свои земли, которые служили им средства к существованию, и были вынуждены арендовать свои же собственные земли у новых арабских владельцев, чтобы иметь возможность работать. Другие, в поисках работы подались в большие иракские города типа Мосула и Багдада и выполняли черную работу.

Несмотря на эти трудности, в то же время уровень грамотности повышался среди езидов, особенно среди мужчин, посещавшие школу. Сейчас много детей обоих полов идут в школу, но старшие все еще в значительной степени неграмотны.

В езидском обществе семья играет центральную роль. Связь между семействами, и определенных социально-религиозных отношений между личностями налажена. Это — патерналистское общество, с отцом во главе семейства, но и женщины также очень уважаются. Кроме того, отношения между различными кланами также задают тон в езидском сообществе, особенно в Сынджаре, Дахоке и Захо, меньше в Шейханской области, в Бахсика и Бехзани.

Одежда: Езиды; и мужчины и женщины, носят одежду, которая несколько отличается даже между областями. В Сынджаре люди носят белую шерстяную рану тюрбана вокруг красного платка или детали черной ткани. Другие носят белый головной убор, местами с черными полосами, подобно арабам. Женщины носят белую одежду, наматывая вокруг головы белую ткань или нося это свободно, как, своего рода, косынка.

Люди Шейханской области главным образом носят белую одежду, и специальные брюки (шаровары), с коротким жакетом (демир); они носят красный тюрбан (жемедани) на голове. Женщины носят красочные платья, с круглой раной тюрбана вокруг черного платка. Женщины Дахокской области также одеты. Люди носят брюки и жакет (шал и шапык) как и большинство мусульманских курдов Бадинан. В Турции, Грузии и Армении, езидские женщины одеваются так же как и христианские женщины, и в Сирии; и мужская и женская одежда — в значительной степени та же что и у арабов.

У езидов много традиционных праздников, большинство из которых являются сезонными. Наиболее важный из них, Новый Год, празднуется на первой среде апреля (по Восточному календарю); в январе праздник Хидир-Наби; в августе — Сорок дней лета; Праздник Эзида, праздник Шейх Шемса…

ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН

Езиды — жертвы Арабо-курдского конфликта и Исламского Фундаментализма.

Вот уже несколько десятилетии езиды преследуются в Ираке, как религиозное и этническое меньшинство, но они сумели пережить и продолжают работать на своих землях и принимать участие в религиозных обрядах. Но, с тех пор как в 1968-ом году БААС пришла к власти, в Ираке позиция правительства была несколько своеобразной, утверждая что изначально езиды являются ни кем иным, как арабами и езидизм это всего лишь исламская секта. В связи с этим, Правительство систематически стремилось уничтожать территориальную целостность езидского сообщества. 9 мая 1975 года иракское Правительство издало указ о том, что все езидские деревни в Сынджаре (приблизительно 160 деревень) должны быть освобождены, их жители, насильственно переселены в 12 коллективные деревни (муджаммаат), семь из них на севере Сынджара, остальные пять — на юге. Деревни были разрушены; земли фермы клана Кирани были конфискованы и даны арабам. Политика также предусмотрела давать арабские названия этим деревням.

Сынджар, который находится на границе между Сирией и Ираком, рассматривается как нестабильная зона и было объявлено военное положение. В 1975 году Правительство конфисковало оружие у езидских формировании, в то время как соседние племена арабов вооружались до зубов. Жители нескольких деревень были объединены в большую коллективную деревню, так чтобы они могли легко управляться правящей стороной и тайной полицией, и в 1982 правительство стремилось навязать исламские мечети, но они были отклонены езидскими жителями. Кроме того, Правительство насильственно переселяло жителей трех езидских деревень в арабском городе Бахаж на юге, чтобы уменьшить численность езидов в Сынджаре.

Наконец руководство «Иракского Революционного Совета» издал негласный указ об объединении Сынджар и Хадар, что приблизительно в 100 километрах юго-восточнее Сынджар, и деление земли среди арабских общин, чтобы окончательно изжить езидов.
В таких условиях много езидов были вынуждены уехать в такие города как Мосул и Багдад, чтобы найти работу. В результате, социальная структура сообщества распалась, и езидам добавились, наряду к существующим, еще и психологические проблемы.

ШЕЙХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Поскольку иракский режим расценивал Шейханскую область, на востоке Дахока, и к северо-западу от Захо, как стратегически неспокойной областью, правительство начало выселять езидов, живущих там и поселить арабов в их деревнях. 16 марта 1978 года «Иракский Революционный Совет» выпустил декрет (под № 358), в котором говорится, что все земли, принадлежащие езидам в Шейханской области, должны быть конфискованы и перераспределены среди арабов, политика, которая фактически была осуществлена с 1975 года, и правительство насильственно переселяло езидов в 9 коллективные деревни, оставляя 7 деревень нетронутыми.
Эта политика имела очень серьезные неблагоприятные воздействия на психологические, экономические и социальные состояния езидских обществ, и заставила езидов мигрировать в большие города в поиске жизни.

ЕЗИДЫ ТУРЦИИ, СИРИИ, АРМЕНИИ И ГРУЗИИ.

В Сирии езиды, главным образом, живут в двух областях; на севере и северо-востоке, и в 44 деревнях в Хасакской области, Рас Аль-Хаине, Амаде, Терба Спи, и Аль-Кахтаниа, вторая группа живет в курдских горах (Африна) в алепской области.
Идеологически, с арабской националистической точки зрения, сирийское правительство стремилось представить езидов как арабы, и их религию как недействующая исламская секта, что практически это расценивало их как курды. В Сирии, если Курды вообще получают гражданство, все равно остаются второразрядными гражданами; чаще всего они рассматриваются как иностранцы и не могут получить гражданство. Очевидно, что без гражданства они лишены многих жизненно важных прав. Езиды, которые оказывались наиболее удачливый и были способны посылать своих детей в школу, должны были смириться с тем, что там преподают Ислам.

В Турции религиозное неравенство, и действительное преследование Езидов наиболее сильное и более бесстыдное, чем в других государствах, и это вынудило большинство езидов оставлять свою Родину и бежать в Германию и другие Европейские государства. В настоящее время в Турции живут очень мало езидов, большинство из которых в старческом возрасте. Их прежние деревни в Мидиате и Нисайбине, что в Мардинской области, в Вираншахарской и Халитийской областях в Диярбакыре ныне абсолютно пустуют, так как их жители теперь живут в Германии (приблизительно около 50,000).

Езиды Армении и Грузии сообщают, что при Советском режиме, условия жизни, почитание религии, сохранность языка и общие интересы, были гораздо лучше, чем ныне; религиозные и этнические меньшинства наслаждались некоторой степенью свободой без того, чтобы находиться во власти групп большинства. В Ереване, столице Армении, и Тбилиси, столице Грузии, езиды имели свои собственные радиопередачи; журнал, газету «Рйа Таза», издавалась регулярно; неграмотность езидов стремительно уменьшалась. Имелось равенство среди этнических групп в целом, многобрачие запрещалось, и женские права уважались в соответствии с Конституцией.
Падение Советского режима поставила в унизительное положение религиозные и этнические меньшинства перед лицом националистической гордости общин большинства. Кроме того, и в Армении и в Грузии езиды неуклонно преданы предыдущему режиму, и теперь потеряли свою прежнюю позицию в обществе.

Второе; с появлением Курдских политических партии и Курдских националистических настроев, которые были разделены среди некоторых езидов, особенно в Армении, некоторые армяне враждебно настроились против курдов. Они участвовали в резне армян в 1915-ом году, в котором езиды, которые не служили в Османской армии, не могли в этом участвовать. В этом контексте, я хотел бы привлечь внимание к факту, что езиды фактически уже проживали в Армении во время этой ужасной резни. Около 2000 армянских и ассирийских семей сбежали в Сирию и в Сынджарскую область, где они нашли убежище среди езидов. Тогдашний глава Сынджара езид Хамо Шеро, предложил им, защиту, и до сих пор около 20 из этих семейств все еще живет в Сынджарских деревнях Милик, Джабала, и Хане Сур, и имеет церковь (Портит Georgist) непосредственно в Сынджаре. Другие армяне и ассирийские христиане мигрировали; 6 семейств переселились в Сирию (среди них семейство Мершо Сипан) и другие переехали в Европу.

Из-за подобного поступка Хамо Шеро, в защите христиан, должностное лицо Османов, Хаджи Ибрагим Баша стал преследовать его, но он мужественно уходил от всяческих неприятностей. Когда в 1917 году Ирак стал подвластным Британскому Мандату, Британцы, за защиту армян, дали Хамо Шеро уполномочия паши, и назначило его главой Сынджара и Талафера.

Вследствие вышеупомянутых проблем, армянские и грузинские езиды оставили свои дома и мигрировали в Белорусию, Украину, Россию (Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург), Казахстан и Киргизию. Другие уехали в Германию, Францию, Бельгию и Австралию.

ДВА ФАКТОРА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ВСЕХ ЕЗИДОВ.

Прежде всего, действующие националистические движения, преобладающие в государствах, также как увеличивающийся исламский фундаментализм в некоторых из этих стран, где проживают езиды, оказывают чрезвычайно негативное влияние на езидские общины. Фактически езидское сообщество не только стоит перед угрозой потери своего религиозного наследия, но имеется угроза серьезной опасности, что целая этническая группа может исчезнуть. Езиды, поэтому, глубоко обеспокоены, и удивлены, позицией международного сообщества, и в особенности Соединенных Штатов, по этому вопросу. Курдская безопасность останется, как бы в состоянии, где нет ни войны, ни мира? Это будет иметь место и при новом иракском режиме? Это предоставит им независимость? В последнем случае, какая гарантия будет даваться езидскому сообществу?

Нерешенные вопросы в Курдской Свободной Зоны в Ираке вели к кровавому конфликту между различными курдскими партиями, особенно между ДПК и ПСК, и ДПК и РПК, также как между атеистом и фундаменталистскими исламскими партиями. Эта ситуация вызвала увеличенное влияние исламского фундаментализма, который призывает людей от кафедры проповедника каждую пятницу бороться против езидов неверующие (то есть те, кто не поклоняются Богу и — не последователи Пророка Мохаммада). В результате, мусульмане теперь бойкотируют езидов.

Второй фактор — то, что езиды, живущий в Европе стоят перед сомнительным будущим, поскольку они оказались между двумя культурами: их первоначальная, Восточная культура, которая включает социальную структуру и традиции, но также и отрицательные явления типа невежества, многобрачия и кровной вражды, и с другой стороны культура ведущих европейских стран, которая очень отличается от их исконной культуры.

Помимо всех этих факторов, внимание должно быть обращено к отрицательной роли некоторой курдской стороны, которая является полностью вредной для езидов Европы. Это грозит расколу их семейства, искажению религиозного наследия езидов, и может в конечном счете отделить езидов из Турции от своих собратьев из Ирака, Сирии, Армении и Грузии, таким образом, уничтожая последовательность и единство их сообщества.

В обществе, где все Европейские страны, Соединенные Штаты, Организация Объединенных Наций и другие международные организации «воспевают» глобализацию, демократию и права человека, не может быть не замеченным, что этнические и религиозные меньшинства нуждаются в гораздо большей международной поддержке и защиты. Конференции такого ранга имеют достаточную власть, чтобы защищать права этих меньшинств и их самих.

Халил Дженди Рашов

Перевод с английского Shaliko Bekas, специально для https://www.ezdixane.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »