Религия езидов

Княжество шейхов

Княжество шейховДо образования княжества шейхов в 13 веке существовали другие езидские княжества (Эмираты), например как, княжество Северный — и Южный Дасени, со столицей в городе Дохук. В книгах по истории Ближнего Востока повествуется о героической борьбе езидов против халифа из династии Аббасидов Mutassam Billah в 805 г.п.Р.Х., под командованием езидского князя Мира Джафара Дасени Асинмамани (Mоr Caferк Dasinо Hesinmemanо). Далее рассказывается о том, что княжество Мира Джафара находилось севернее города Мосул.

После образования княжества шейхов появились и другие княжества, например, княжество Мехмуди, Димили и Бахруни. Историк Enwer Mayi Sebaret в этой связи рассказывает: «300 лет тому назад в Ашуте было езидское княжество Бахруни». Далее он пишет: «До 1236 г.п.Р.Х. г. Дохук являлся столицей, существовавшего достаточно долгий отрезок времени, княжества». После распада княжества Южный Дасени, было образовано княжество шейхов. Столица княжества находилась в Баадре (Ba‘adrк). Это княжество сыграло значительную роль в истории езидов. Этой точки зрения придерживается и историк Mehfuz Ebasi.

Княжество шейхов, ввиду своей численности и силы, завоевало должное уважение среди окрестных исламских княжеств и выступало защитником езидов от нападений. Эта эпоха мощи езидов была окончательно завершена в 1832 году, в результате погромов(1831-1834) со стороны князя курдов-мусульман Мира Мухаммада Ревандузи, также его называли Мире Кор (Mоrк kor). Ослабление княжества несколько сломило моральный дух езидов.

Мир Ибрагим-Дервеш Адам

Мир Ибрагим-Дервеш Адам был прародителем рода езидских правителей. Он был первым современником Шейха Ади. В священном писании о Шейхе Ади говорится, о том, что после того, как Мир Ибрагим узнал, что Шейх Ади прибыл в Лалеш из Великой Сирии, он сам отправился к Шейху Ади и признал его, как духовного лидера. В это время Мир Ибрагим являлся князем области Хорасан (Xurasan). Его резиденция располагалась в Kelha Cerehiye. После того как разгорелся конфликт между родом Шемсани и Адани, а также развернулась борьба между исламским правителем г. Мосула Бедреддином Лулу и Шейхом Сином, потомки Мира Ибрагима получили власть над княжеством Шейха и вместе с тем над езидами. Это управление существует до сегодняшних дней.

Мир Али Бег

Мир Али Бег был сыном Мира Хусейн Бега (Hisкn Beg). По преданию Мир Али Бег был уважаемым лидером езидов, который внес большой вклад для улучшения положения езидов. Он оказал сопротивление османскому генералу Firiq Pasha в его попытке исламизации, и тем самым защитил езидов и не позволил втянуть их в войну. Из-за оказанного сопротивления османцам, он со своим советником в лице Мейан Хатун, был сослан в Сивас.

После возвращения из ссылки, он построил много замков и езидских крепостей. На некоторое время Миру Али Бегу удалось защитить езидов от нападений, путем выплат крупных денежных сумм османцам и новому мусульманскому правителю города Мосула — Нури-паше. Из-за этих платежей, арабские авторы прозвали Мира Али Бега «князем взяток».

Он просил разрешение, написать книгу про Езидизм, с целью, чтобы Езидизм принимали, как независимую, монотеистическую религию, которая абсолютно не связана с Исламом. Он также преследовал цель уберечь езидов, от попыток втянуть их в войну с османцами. Мир Али Бег заплатил большое количество золота османцам, чтобы они не переделывали религиозный центр езидов Лалеш в мусульманскую школу (медресе).

Мир Тахсин Бег

Мир Тахсин Бег родился в 1931 году в Баадре. После смерти его отца Мира Саид Бега, он в возрасте 13-ти лет, стал главой езидов. Из-за своего юного возраста он руководствовался советами своей бабушки Мейан Хатун. В связи с взятыми на себя обязательствами о своем народе, Мир Тахсин Бег пользовался неограниченным доверием и уважением. Являясь главой езидов, он часто становился мишенью для исламских фундаменталистов. Ввиду того, что он высказывал резкую критику в адрес иракского правительства, из-за проводимой антиезидской политики, он был изгнан в 1970 году в Лондон. Ирак приказал езидам признать угодного правительству, Мира Базида, как главу. Большинство езидов оказало сопротивление данному плану и в дальнейшем поддерживало Мира Тахсин Бега, которого представлял его брат Мир Хаири Бег. После того как политическая обстановка в Ираке, по отношению к езидам несколько разрядилась, Мир Тахсин Бег вернулся в 1982 году в Ирак

Доклада: «Mоrgeha Sкxan»
Автор Khidir S. Khalil (Pir Xidir Sileman)
Перевод с нем.яз. Яны Фалько

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »