О нас

Вторая Родина народа-скитальца

Вторая Родина народа-скитальца

Они сами себя называют народом без родины. И говорят, что только в Казахстане им живется спокойно. В этом году исполняется 70 лет пребывания курдов на казахской земле.

В многонациональном Казахстане курды представляют не самую большую диаспору. По официальным данным, их около 40 тысяч. По неофициальным – более 100 тысяч. Объясняется такое расхождение в цифрах тем, что после депортации курдов в Казахстан и Среднюю Азию в 1937 и 1944 годах многие, боясь преследований, записывались азербайджанцами или турками.

Всего же в мире проживает более 40 миллионов курдов. Больше всего их в Турции – около 20 миллионов человек. 10 миллионов – в Иране, 6 миллионов – в Ираке, 3 миллиона – в Сирии и около 1 миллиона – в странах СНГ.

Но только в Казахстане курды себя чувствуют как дома и могут развивать свою культуру. В некоторых странах Ближнего Востока, где проживает большинство курдов мира, даже слово “курд” запрещено, оно стало синонимом слова “сепаратист” или даже “террорист”.

В рамках Ассамблеи народов Казахстана действует ассоциация курдов РК “Барбанг” (“Рассвет”), руководителем которой является доктор филологических наук, профессор Князь Ибрагимович Мирзоев.

Его родители вместе с другими представителями курдского народа в далеком 1937 году были доставлены холодным ноябрьским днем в товарных вагонах в неизвестный доселе Казахстан. Нелюбовь Сталина к этому народу, так же, как и ко многим другим, объяснялась приближающейся войной – ему казалось, что курды могли встать на сторону Турции, которая как раз размышляла о том, принять сторону Германии или нет.

Основная часть курдов жила в Турции, и родственники, бывало, переправлялись друг к другу через реку Аракс – границу между Турцией и СССР. Именно поэтому их решили разлучить.

Вторая волна депортации пришлась на 1944–1948 годы, когда по подозрению в шпионаже были депортированы многие кавказские народы – чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы, карачаевцы. Половину из 40 тысяч переселенцев составляли курды.

Третья волна повального отъезда в Казахстан случилась уже в конце 80-х – начале 90-х годов из-за армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Кстати, во время ошских, джалалабадских событий, во время межнациональных конфликтов в Фергане, а отчасти и из-за бедности курды из Узбекистана, Кыргызстана уезжали в Казахстан, где обрели новую родину.

Вторая Родина народа-скитальца

СВОИХ НЕ ОТДАЕМ!

Возможно, именно из-за непростой скитальческой судьбы курды, как никто другой, очень сильно привязаны к своему родному языку. Совсем недавно был издан учебник курдского языка для учащихся общеобразовательных и воскресных школ, автором которого является К. И. Мирзоев. Постоянно проводятся курсы повышения квалификации для учителей курдского языка.

Общаются между собой курды в основном на родном языке, но немало среди них и тех, кто знает в совершенстве казахский язык. При ассоциации курдов организованы курсы изучения государственного языка.

В большинстве своем курды – мусульмане суннитского толка, хотя есть мусульмане-шииты, алавиты и езиды.

Езидизм – доисламская курдская религия. Отличительной ее чертой является некая кастовость. Езиды никогда не выдадут дочь замуж за мусульманина. Кроме того, простой езид не может жениться на дочери шейха-езида (аналог мусульманского имама). Правда, среди казахстанских курдов езидов очень мало.

И все чаще в последние годы курды вступают в межнациональные браки, хотя это совсем и непросто для них. Ведь в традициях народа еще популярны родственные браки, когда брат может жениться на двоюродной сестре. То ли в шутку, то ли всерьез, в таких случаях курды говорят, что им жалко отдавать своих красавиц-сестер за инородцев.

БЕЗ ПОДАРКА – НИ СЛОВА!

Что касается традиций, то они во многом похожи на традиции других азиатских народов – гостеприимство и мусульманский обряд обрезания – сундет, исламские праздники, весенний праздник Наурыз (Навруз) и так далее.

Традиционно и уважительное отношение к женщине. Курдские женщины, как и казашки, никогда не носили паранджу и ходили с открытым лицом. Женщина-курдянка – не просто жена и мать для курда, она и боевой товарищ и друг. Во время ссоры женщина могла, сняв платок с головы, бросить его под ноги враждующих – и они немедленно прекращали кровопролитие. Как гласит курдская поговорка, женщина может поднять мужчину до высоты гор, а может опустить глубже земли.

А вот в свадебных ритуалах много необычного. Если в один день у двух близких курдов – друзей или соседей – рождались мальчик и девочка, то они обычно заключали словесный договор – башкертма, по которому дети, повзрослев, обязаны были пожениться. Надо сказать, что такой договор сильно усложнял жизнь молодых, потому что если вдруг парень женился на другой, то отвергнутой девушке потом очень трудно было выйти замуж.

Раньше у курдов так же, как и у многих восточных народов, за невесту брали калым в обязательном порядке, но время изменило обычаи. Сегодня калым практически сведён к условным подаркам и стал совсем не обязательным.

В первый день свадьбы, когда невеста должна войти в дом будущего мужа, жених взбирается на крышу дома и кидает оттуда на голову невесты сладости и яблоки. Попадет в голову суженой – значит, будет жить с ней счастливо, не попадет – кидает еще. Задача невесты – умело подставить голову, ей же тоже хочется семейного счастья и спокойствия. Задача подружек невесты – оградить от травмирования.

В первый день в доме мужа невестка не может сесть до тех пор, пока брат мужа или кто-то из близких родственников не сделает ей подарок и не разрешит сесть. На протяжении нескольких лет невестка не имеет права разговаривать со старшими членами семьи своего мужа, отвечая лишь жестами или кивком головы на их вопросы. Пока однажды не случится чудо, и брат мужа или свекровь не сделают ей подарок, выразив тем самым уважение и как бы давая разрешение на беседу.

СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЫ ЕШЬ

Курдская национальная кухня столь же многолика и своеобразна, как сама история этого древнего народа. Проживая на обширных просторах Евразии, Кавказа, Ближнего Востока, курды не только щедро делились с их народами своей национальной культурой, но и активно впитывали все лучшее. Тесные культурные и экономические, бытовые контакты жизни в непосредственной близости с народами-соседями – грузинами, армянами, азербайджанцами, персами, турками – объясняют сходство их национальных кухонь.

Но вместе с тем курдская кухня самобытна и имеет свой национальный колорит. Кулинарное искусство курдов пользуется неизменной популярностью у других народов, и многие курдские блюда вошли в национальные кухни соседних стран. В свою очередь некоторые блюда народов-соседей получили широкое распространение в курдской среде.

Образ жизни – кочевки, перегон стад – требовал, чтобы пища пастухов и земледельцев была доступной, обильной, сытной и простой в приготовлении. В приготовлении еды обычно используют много зелени – щавель, крапиву, базилик. Перец, орехи, чеснок, лук, лавровый лист, гвоздика, корица щедро сдабривают различные блюда.

К хлебу – особое почтение. У курдов, живущих в Казахстане, все больше в почете лаваш, который пекут в тандыре. Как и раньше, курды заготавливают впрок лапшу – режде. И готовят ее весьма своеобразно: высушенную лапшу ссыпают на сковородку или противень и поджаривают. Быстро, сытно и вкусно!

Особое мясное блюдо – нарезанное кусками мясо барашка, зажаренное в большой металлической чаше. Часто на столе – кабабы, долма, кюфта.Однако самое популярное блюдо в обиходе – это хашлама, вареное мясо с бульоном, в котором отваривают картофель, зелень, помидоры, специи.

Из напитков наиболее распространенными являются компоты с добавлением мяты и тархуна. За столом не обходятся без таких напитков, как авдау, дау – это кефир, разведенный водой.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »