Курдистан

Замена старых палаток на новые жилые вагончики обеспечит обитателям курдистанского лагеря беженцев более достойную жизнь

Юный беженец пристально вглядывается в новенькие вагончики, установленные на территории лагеря Харшам, на фоне которых позируют официальные лица. Фото автора.

Эрбиль, провинция Иракский Курдистан | Слово «достойно» звучало довольно часто в ходе церемонии, проходившей на территории лагеря Харшам, неподалеку от города Эрбиль, столицы Республики Курдистан. Поводом для праздничной церемонии послужило прибытие в лагерь новеньких сборных жилых вагончиков-боксов для почти тысячи четырехсот так называемых «внутренне перемещенных» лиц, проживающих здесь. «Вагончики помогут обеспечить «комфорт и достойные условия». Они отличаются повышенной надежностью и долговечностью. Палатки предусматривали размещение на срок не более шести месяцев, в то время как эти конструкции рассчитаны на три года», — заявил Вайклифф Сонгва, старший координатор агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

«На территории Иракского Курдистана существуют десятки подобных лагерей, и ООН желало бы заменить все палатки конструкциями такого рода, если бы только позволяло финансирование», — с горечью констатирует Сонгва. В Курдистане на данный момент проживает порядка 1,4 миллиона внутренне перемещенных лиц, плюс еще около шестисот тысяч сирийских беженцев, многие из которых нашли постоянное убежище на территории лагерей. Сами вагончики были безвозмездно переданы лагерю Тайванем. В честь этого события была организована скромная церемония, на которой, помимо ведущего в лице господина Сонгва, также присутствовали посол республики Тайвань в провинции Амман и губернатор Эрбиля Невзат Хади. Поскольку лагерь, находящийся за пределами христианского пригорода Эрбиля, Анкавы, относится к территории, курируемой Американским агентством по техническому сотрудничеству и развитию, то на открытии также присутствовал заместитель главы миссии при американском консульстве в Эрбиле Уильям Силкворт.«Всем нам предельно ясно, насколько важен вопрос развития социальной инфраструктуры. Мы ведь сами через все это прошли», — отметил в ходе прогулки по лагерю посол Тайваня Мэтью Ли, вспоминая о трудностях, с которыми столкнулась его страна в прошлом. «Именно по этой причине концепция помощи людям по всему миру стала частью нашей внешней политики», — пояснил он.Харшам стал одним из первых лагерей Иракского Курдистана, где на смену былым палаткам с маркировкой агентства по делам беженцев ООН пришли новые жилые вагончики. Три сотни белых портативных боксов, каждый из которых рассчитан на две семьи и способен в среднем вместить до семи человек, стали местом обитания для 272 семей. Большинство семей решили заодно соорудить отдельные кухни-пристройки из голубых пластиковых панелей. На территории лагеря также можно заметить отдельные строения для душевых комнат и туалетов. Главным преимуществом нового жилья, по словам жильцов, является то, что теперь у жилища есть дверь с замком, которая дает чувство уединения и безопасности. К тому же, теперь это действительно напоминает дом. И хотя новые дома пришли уже после наступления ранних январских холодов, беженцы все равно крайне благодарны за тот труд, который позволил значительно улучшить их быт.

«Я запираю детей внутри», — с улыбкой на лице отвечает 27-летняя Ибтисан Исмаэль на вопрос о том, как ей удается поддерживать чистоту в месте, где все покрывается толщей грязи каждый раз после дождя. «Раньше это было невозможно представить, поскольку с обеих сторон палатки были щели», — добавляет она и окрикивает одного из своих детей, подбежавшего к луже слишком близко. Исмаэль, уроженка Хамдании, преимущественно христианского квартала города Алеппо, стояла на улице и общалась с соседями. И хотя лагерь, подобно самому Ираку, населен множеством людей совершенно разной этнической и конфессиональной принадлежности, атмосфера тут вполне спокойная. Среди беженцев есть и сунниты, которые бежали из христианских и езидских районов страны, после того, как туда пришли бойцы армии Исламского Государства (ИГИЛ).

Шестидесятилетний Ганем Удайда, офицер вооруженных сил на пенсии из города Синджар, теперь торгует фруктами в небольшом киоске на территории лагеря. «Мы все тут друг другу словно братья, или даже больше, — говорит он, — с моим родным братом мы не виделись несколько месяцев, а здесь мы все вместе». Он также отметил, что в новых жилищах люди чувствуют себя спокойнее, чем раньше. По его словам, недавно одна из палаток полностью сгорела из-за неисправной керосиновой горелки, и в огне погиб ребенок. «Очень многие здесь боятся пожара», — заключил Ганем.Исмаэль полностью поддерживает это мнение: «Снаружи готовить намного безопаснее. Если что-то и случится, это случится вне стен дома».

И хотя жизнь в лагере за последнее время заметно улучшилась, очень многое еще предстоит сделать, считает Ясмин Колийн, руководитель лагеря от агентства по техническому сотрудничеству и развитию. «Работа над лагерем далека от завершения. Необходимо усовершенствовать душевые боксы и боксы для туалета, многое также предстоит сделать для нужд инвалидов лагеря», — подчеркивает Колийн.

ЮНЕСКО тем временем также приступила к строительству новой школы.Обитатели лагеря надеются, что недавнее наступление курдских военизированных отрядов (так называемых Пешмерга) на позиции боевиков ИГИЛ или «даеш», как их тут принято называть, приблизит тот час, когда они снова смогут вернуться в свои родные дома.«Не позже, чем через месяц я уже буду дома, — улыбается Исмаэль, — «даеш» к тому моменту уже не будет. Мне бы очень хотелось снова пожить нормально».

А вот Ганем Удайда выразил готовность вернуться домой только после того, как группировки ИГИЛ полностью покинут Синджар, пускай и ходят слухи о том, что большинство домов в этом городе были разграблены или полностью разрушены. Жена поддерживает Ганема. «Бог не забывает ни о ком, — верит она, — и всевышний непременно поможет нам».

Джудит Ньюринг

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »