Kurdistan.ru | Джон К. Берсия Кроме очевидной выгоды свержения бывшего диктатора Саддама Хусейна, руководимое США вмешательство в Ираке – пятая годовщина которого скоро наступит – вызвало у большинства американцев больше вопросов, чем ответов. Тем не менее в одной части Ирака, Курдистанском Регионе, прогресс никогда не был очевиднее, как это я узнала на прошлой неделе после подробного брифинга высокопоставленных должностных лиц. Честное слово, национальное северное царство – обычно известное как “другой Ирак” или “Ирак, который работает” – вдохновляет не только в отношении остальной части страны, но и всего Ближнего Востока.
Прежде всего позвольте мне заявить, что университет, где я провожу большую часть своего времени, создает направление курдских политических исследований, и я активно участвовала в его развитии. Но моя вера в возможности Курдистана появилась за несколько лет до программы, а мой общий интерес к курдам – за несколько десятилетий. Нельзя не увлечься курдами, известными как народ без государства, которые вели долгую, одинокую борьбу за признание, все время поддерживая свое достоинство, дух и оптимизм.
Курды в Курдистане сделали дальнейший шаг: учреждение редкой на Ближнем Востоке системы, со все более и более демократическими особенностями и экономикой, основанной на принципах свободного рынка. Стоит подчеркивать, что не американское вмешательство 2003 г. вызвало прогресс Курдистана. Регион обладала существенной автономией и проявил значительные признаки прогресса с начала 1990-х. Конечно, изменение(замена) в Курдистане получило импульс после упадка(развала) Саддама.
Весь Курдистан находится в движении, свидетельством чему является послевоенное строительство новых международных аэропортов в столице Эрбиле и Сулеймании и массированное и быстрое строительство новых домов. Он обладает огромными нефтяными и газовыми запасами и ростом сельскохозяйственного мастерства. Недавно выпущенная книга, “Курдистанский регион: вложите капитал в будущее,” предлагает больше деталей. Хотя книга, как и брифинг, предназначена прежде всего для того, чтобы привлечь инвестиции, она также представляет полезные сведения для понимания курдской истории, культуры и политики. Если интересы, как мои, связаны с образованием, книга сообщает интересную информацию, вроде факта, что два из семи университетов Курдистана преподают исключительно на английском языке.
Теперь, если сказанное – это уж слишком в глазах скептиков, позвольте добить, что устойчивое и защищенное будущее Курдистана не обеспечено автоматически. Его достижение потребует напряженных усилий и последовательно расширяющихся связей с внешним миром. Кроме того, законно рекламируя завидные достижения в области безопасности, он не может избежать грубого соседства. Нестабильность в ближайших областях Ирака бросает тень на регион.
Кроме того, сам Курдистан, как охотно признают его лидеры, нуждается в большой работе для продвижение дальнейшего прогрессе. Он остается нарождающимся гражданским обществом, где основные принципы, вроде прав человека, свободы печати и политического плюрализма, еще должны занять свое полное и надлежащее место.
Однако, Курдистан, отличает практика преднамеренной терпимости к другим верованиям и мнениям. Их смесь создает большие ресурсы, и легко увидеть, почему курды имеют причины верить в долгосрочный успех “другого Ирака,” – Ирака, который работает.
Джон К. Берсия – помощник по глобальным перспективам президента Университета Центральной Флориды.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.